8 сентября 2017, Motor.ru

Вкалывают роботы

Когда-нибудь нам обязательно придется вступить в бой с машинами. Судя по массовой культуре, человечество об этом практически мечтает. А машины тем временем стремительно умнеют — и под словом «машины» я подразумеваю в виду не только роботов, но и непосредственно автомобили. Свежий пример — новое поколение большого внедорожника с Британских островов. Проверять возможности Land Rover Discovery, а заодно и свои собственные, мы отправились в Хакасию. А заодно выяснили, у кого больше шансов в противостоянии человека и техники, если бы оно началось прямо сейчас.
Челюсти с непостижимой скоростью отстукивают навороченную шифровку азбукой Морзе. Даже без криптологических навыков легко догадаться, что мне сейчас очень холодно, несмотря на палящее в зените солнце. В лицо бьют ледяные брызги, летящие из бурного потока горной реки, сланцы смыло с ног секунду назад, и потому я уже ничего не чувствую ниже колен.
Сунуться в воду заставило не дурное желание разнообразить купальный сезон, а необходимость выручить коллег, чья машина застряла во время проезда брода. От стремительного заплыва к порогам ниже по течению меня удерживает лишь динамическая стропа, привязанная к внедорожнику на берегу. Нащупав под водой буксировочный крюк, цепляю к нему трос и быстрее карабкаюсь обратно. Чувствительность в пальцах возвращается медленно и слегка болезненно. Но робот при попытке повторить подобное вообще словил бы короткое замыкание. 1:0 в пользу «кожаных ублюдков».
«Давай потихонечку назад, — Диктуют инструкторы команды в рацию. — Мы вас аккуратно потянем. Только без резких движений, а то стащит еще ниже по течению». Да, пусть Discovery весит под две тонны (даже после того, как похудел почти на 500 килограммов), горная река сильнее. Она планомерно бьет в борт пятиметровой машины, и сопротивляться напору становится все сложнее. Главное в такой ситуации — не паниковать и ни в коем случае не открывать двери. Иначе насмарку пойдет вся титаническая работа по обеспечению герметичности салона — а ведь под ковром проложены километры проводки, обеспечивающей жизнедеятельность алюминиевого великана.
Пожалуй, стоит отмотать пленку немного назад, чтобы стало понятно, как один из экипажей оказался в этой непростой ситуации. Предыдущие несколько дней путешествия по Чуйскому тракту и в предгорьях Саян селектор Terrain Response почти все время оставался в режиме Auto. Множество сенсоров безостановочно анализируют дорожную ситуацию и среду, в которой находится автомобиль, и в случае проскальзывания колесили другого затруднения на пути компьютер меньше чем за секунду меняет степень блокировки межосевого и заднего межколесного дифференциалов, а также алгоритмы работы противобуксовочной системы и трансмиссии.
Единственное, что человек может (и должен) противопоставить таким сложным алгоритмам — способность смотреть вперед и предвидеть развитие ситуации. Даже умнейшие машины в этом смысле пока напоминают крота, который ориентируется, полагаясь на тактильные ощущения. Однако, мои коллеги не проявили должной дальновидности и так же слепо доверились электронике. Не набрав темпа для преодоления брода, Discovery стал закапываться в каменистое дно. Агрессивная работа педалью газа только ухудшала положение: пить боржоми и включать понижайку надо было раньше. Гол в ворота сапиенсов.
Но давайте на минутку забудем о неминуемом восстании машин и обратимся к более осязаемым вещам. В тот момент, когда мы были максимально удалены от цивилизации, а за окнами простиралась практически нетронутая природа, я поймал себя на ощущении, что нахожусь в самом продвинутом кинотеатре с двузначным количеством «D» в названии. Картинка с панорамным обзором через стекла и крышу — круче любого IMAX. Тебя качает и трясет, а в лицо дует прохлада климатической установки, дополненная вентиляцией кресел. Можно откинуться, перевести спинку в удобное положение и слегка подруливать. Всю остальную работу пускай делает внедорожный круиз-контроль All-Terrain Progress Control (ATPC).
По сути, это эволюция ассистента помощи при спуске с горы, только теперь работающая и во всех остальных направлениях. Электроника индивидуально притормаживает каждое из колес или наоборот увеличивает тягу, чтобы поддерживать скорость, заданную в диапазоне от 2 до 30 км/ч. Все работает классно, пока конвой размеренно ползет гусеничкой по бездорожью легкой или средней тяжести. Лидер задает темп, а остальные автоматически исполняют роль ведомых. Однако, за поворотом может возникнуть препятствие, которое все-таки потребует деятельного участия человека.
В нашей экспедиции таким препятствием стал УАЗик, перегородивший узкий подъем на одно из бесчисленных плато живописной Тувы. В кузове разместилось целое семейство с козой, которая, кажется, была рада такому развитию событий — судьба подарила ей пару лишних часов жизни. Быстрый допрос шофера на смеси русского и жестов выявил, что старенький мотор заглох на полпути, лишив водителя тормозов — и если бы не вставшая на пути каменная глыба, «головастик» неминуемо бы улетел под откос.
Безопасно спустить пикап ниже по склону было невозможно, а чтобы вытащить его наверх, требовалось загнать один из Disco на достаточно высокую и довольно крутую горку. Под трескучие советы из рации водитель одной из машин зажимает кнопку рядом с шайбой восьмидиапазонной АКП, и пневмобаллоны подвески надуваются, увеличивая клиренс до предельных 28 сантиметров. Следует команда: «Селектор Terrain Response на песок. Штурмуй его с разгончика». Под рокот 249-сильного турбодизеля Discovery берет тот самый разгончик, цепляет стальной защитой камень на вершине гребня, на мгновение вывешивает в воздух одно из колес — и вот уже две тонны британского металла гордо стоят на дороге перед двумя тоннами металла российского.
Дальше было проще — трос в проушину, один из инструкторов — в кабину. Потихонечку, под ликование всех трех поколений своих пассажиров, УАЗ начал выползать из ловушки. Только у козы в глазах вроде бы вновь появилась обреченность. Оказавшись на плато, старенький шофер всем жал руки сморщенными ладонями и не хотел нас отпускать без подарка. Но от козы мы вежливо отказались. Лучше бы он побурханил перед дорогой — глядишь, местные духи были бы добрее и помогли самостоятельно преодолеть перевал.
Впрочем, наше путешествие, несмотря на строгое соблюдение традиций, тоже не было безоблачным. Чего стоят только горизонтальные дожди, пробирающий до костей ветер и щедрый урожай пробитых колес! Моему экипажу выпало замыкать колонну, так что я видел их все, но считать перестал после первых пяти.
Еще одним препятствием перед возвращением в скучные и безопасные объятия цивилизации стала затерянная где-то в горах каменистая тропа. Несмотря на высокий профиль покрышек и пневмоподвеску, эта грунтовка измотает даже десятикратного обладателя титула «железная задница». После особо жестких ударов амортизаторов в ограничители хода хотелось остановиться и проверить, на месте ли колесо — но времени на остановки у нас не было.
Вершину перевала, по которой проходит граница республик Тува и Хакасия, мы преодолевали в глубоких сумерках. Позади остались полторы сотни изнурительных километров, но испытания и не думали заканчиваться: на колонну опустился туман, приближавшийся по густоте к мгле из повести Стивена Кинга. Поддерживать скорость выше черепашьей помогали светодиодные фары, далеко и широко пробивавшие серую пелену.
Даже слишком широко: уж лучше бы мы не видели на обочинах эти здоровенные градины размером с черешню, которые только что высыпались из чьей-то корзинке в облаках… И только объединив свои зрительные возможности, человек и машина смогли прорваться к горячей бане и холодному ужину.
Возможно, никакой войны и не будет. Возможно, люди станут киборгами, а машины — призраками в доспехах. Но сегодня каждый все еще играет на своей половине поля, поэтому счет в нашем состязании выходит ничейным.
А в тех местах, где ездили мы, будущее наступит совсем не скоро. На Чуйском тракте любая машина, кроме «УАЗа» или «Нивы», выглядит инопланетным захватчиком. И так будет и через 10 лет, и через 20. Кажется, что при таком гламурном дизайне новому Discovery лучше пить сок у себя в Челси, чем грозить тысячелетним скалам и бурным рекам. Но каким бы ни было дальнейшее развитие технологий, как бы глубоко они ни проникали в наши традиционные занятия и умения, всего одна экспедиция в места, где нет интернета и мобильной связи, наглядно показывает, как мал человек и его игрушки по сравнению с силами природы.
Да, мы научились укрощать русла великих рек, обращая их энергию в электричество, с помощью таких монументальных сооружений как Саяно-Шушенская ГЭС, с высоты которой едва можно разглядеть большой внедорожник. Но стоит сунуться в брод не в том месте — и та жа река сметет его со своего пути, не поперхнувшись. /m
Стивен Кинг Другое Забайкалье Псков Абакан Чита
Оставить комментарий

Главное по темам

Путин предложил ввести для провинившихся судей новое наказание

17:00

Сотруднице ТЦСО «Бибирево» присвоили звание «Почетный работник социальной защиты населения»

17:00

К ЧМ-2018 в Самаре появилось более 700 новых светоточек

17:00

Спасение утопающих. Как пользователи сети оценили поступок Наталии Кунафеевой

16:59

Пучдемон хочет вернуться в Барселону

17:00

Видеоновости

Статьи

«Вдруг война, а я уставший?»

Американские специалисты изучат, насколько соседи России готовы к войне. Интересно, к чему все это?

«Орет, психует, может головой об пол биться»

В пятницу, 19 января, вооруженный топором девятиклассник ворвался в кабинет школы №5 в поселке Сосновый Бор в Улан-Удэ, ранил шестерых семиклассников и учительницу, а также устроил поджог, разбив в классе…

«Мы можем применить оружие»

За две первые недели января 2018 года российские самолеты 10 раз поднимались на перехват иностранных воздушных судов, всего разведку вдоль границ России вели 23 летательных аппарата других стран.

Как СССР хотел запустить интернет в 1959 году

В 1959 году полковник Анатолий Китов направил на имя Никиты Хрущева предложение, в котором изложил проект создания прообраза современного интернета.

Дешевле, надежнее: европейцы выбрали газовое предложение РФ

Евросоюз действительно не может отказаться от российского газа и здесь постоянный представитель нашей страны в Брюсселе Владимир Чижов полностью прав — считает ведущий эксперт Фонда энергетического развития, преподаватель Финансового университета…

Фоторепортажи