Войти в почту

Фейки, партии-спойлеры и успех «Команды Навального». Как выглядит крупнейшая соцсеть России перед выборами?

Эксперты проанализировали с помощью автоматизированных инструментов 10 интернет-сообществ «Вконтакте», девять из которых являются официальными группами федеральных политических партий: ЛДПР, КПРФ, «Единая Россия», «Родина», Партия Роста , ПАРНАС, «Яблоко», «Коммунисты России» и «Справедливая Россия». Десятым сообществом является группа «Команда Навального». Надо сказать, статистика по вовлечённости анализировалась за период с 1 января по 26 августа 2017 года. При этом по «Коммунистам России» ряд данных получить не удалось в силу закрытости сообщества. Отметим, на сегодняшний день ВК для проживающих в нашей стране значит очень много. В российском сегменте сети зарегистрированы 149 млн 293 тысячи пользователей, из которых 94 млн 413 тысяч — совершеннолетние. Однако в это число попали и вторые-третьи страницы пользователей, а также мигрантов, проживающих на территории России. «Так или иначе, эти 94 миллиона количественно составляют 64% всего населения России или 85% электората – и это мы ещё не учитываем тех, чьё совершеннолетие наступит до выборов. Это огромное поле для ведения предвыборных кампаний – но, как мы убедимся далее, поле совершенно непаханое», - говорится в докладе агентства. В целом партийные группы по своему составу, несмотря на наличие ботов, довольно малочисленны. У «Единой России» - 65 тысяч подписчиков, у КПРФ — 48 тысяч, у ЛДПР — 78 тысяч, на «Справедливую Россию» подписано чуть более 5 тысяч пользователей. У ПАРНАСа, Партии Роста и «Яблока» число подписчиков в среднем не превышает 20 тысяч. А в пабликах «Родины» и «Коммунистов России» суммарно состоит около 17 тысяч. Лидирует здесь «Команда Навального» - 145 тысяч подписчиков. «Формальный подход к ведению официальных страниц, недооценка их важности и переоценка собственных способностей к политическому SMM – всё это ведёт к тому, что партийные паблики зачастую вещают в пустоту. Видя проблему, руководство партий обращается к специалистам разной степени квалификации, обещающим увеличить количество подписчиков. Часто такие услуги оказываются банальной «накачкой» группы ботами. Цифры в графе «Подписчики» растут, но радоваться едва ли стоит: раздутые за счёт ботов показатели численности не увеличивают реальную активность в группе и уж точно не делают партию популярнее», - пишут эксперты, отмечая, что реальных подписчиков в группах больше всего у «Команды Навального» - 91%, у партийных групп — не более 87,8% («Яблоко»). Меньше всего их при этом у «Коммунистов России» - 57,4% «живых» подписчиков. Что же касается фейков, то меньше всего их именно в «Команде Навального» - 8,8%, у «Яблока» - 12,3%, у «Справедливой России» - 13,8%. Тогда как больше всего их в процентах от числа подписчиков наблюдается у «Коммунистов России» - 42,6%, у «Партии Роста» - 22,2% и ЛДПР — 18,8%. Кроме того, нередко в паблики попадают каким-то образом зарубежные пользователи «Вконтакте». Лидером по их числу является паблик «Коммунисты России» - в нем всего 32% подписчиков из России. На втором месте расположилась «Партия Роста», где 64,86% пользователей — россияне, а замыкает «тройку» с конца партия «Родина» с 65,78% подписчиков из России. При этом лидерами по числу россиян являются: «Команда Навального» - 77,96% подписчиков, «Яблоко» - 76,97% и «Справедливая Россия» - 73,76%. Некоторые партийные сообщества «Вконтакте» также наполнены несовершеннолетними. Лидером по их числу также является группа «Коммунистов России». Там доля подписчиков старше 18 лет составляет всего 25,4%, у «Партии Роста» - 56,4%, у «Родины» - 61,8%. Абсолютным лидером по этому показателю является «Яблоко» - 71,6% подписчиков старше 18 лет. Надо сказать, учитываются только россияне. Если считать все указанные в исследовании паблики, то суммарно их аудитория составляет не более 0,5% от числа избирателей, зарегистрированных в российском сегменте ВК. При этом активными их тоже назвать нельзя. Только группы «Команда Навального» (24%), «Единая Россия» и КПРФ стоят в первой десятке более чем у 20% своих подписчиков. У остальных этот показатель не превышает в среднем 5% подписчиков. В топе-50 у более половины своих подписчиков также находятся эти три группы. И здесь лидером также является Навальный — 65% подписчиков, у КПРФ — 56%, у «Единой России» - 53%. У остальных пабликов число активных пользователей значительно меньше. По словам исследователей, анализ выявил следующие проблемы, без решения которых невозможно эффективное продвижение партийной повестки дня в Интернете: малочисленность сообществ; большое количество фейков, иностранцев и подростков; низкий реальный охват целевой аудитории и низкая активность подписчиков. «Корень у этих проблем, по-видимому, один – и кроется он в непонимании того, что такое политический контент и для чего он нужен. Партийное руководство по-прежнему полагается на «проверенные временем» традиционные методы агитации, не осознавая, что с каждым годом роль Интернета в политической борьбе будет возрастать. Пока вместо политического SMM партии будут заниматься «ведением группы», а мерилом эффективности считать формальные показатели численности, их паблики так и будут оставаться ретранслятором партийной хроники, интересным в лучшем случае половине их подписчиков», - отмечают специалисты, добавляя, что целевую аудиторию партийных групп «Вконтакте» уводит за собой оппозиционер Алексей Навальный. Мобилизация в Интернете относительно легко преобразуется в мобилизацию в реальности. И трудно представить, чтобы даже крупная парламентская партия сегодня могла достигнуть таких результатов. Как считает руководитель агентства политического SMM и интернет-агитации «Elect Assist» Виталий Павлович Ермолаев, федеральным политическим партиям уже сейчас следует сделать несколько принципиально важных выводов. Во-первых, подавляющая часть избирателей уже присуствует в социальных сетях, и с ними там надо и работать. Во-вторых, социальные сети – это место самого массового скопления электората. Там избирателя проще найти и вступить с ним в прямое взаимодействие. В-третьих, политический SMM уже работает и может работать эффективно, что заметно на примере Навального. Правда, пока он работает против федеральных властей, потому что у них достаточно легко уводят молодой и мобильный электорат в свои сообщества. Дело в том, что времена, когда можно было создать «для порядка» сайт партии и раз в неделю обновлять материалы, ушли безвозвратно. И если современные тенденции в SMM продлятся еще год-два, то российские партии могут столкнуться с критическими проблемами. Кроме того, текущая ситуация может оказать негативное влияние на президентские выборы в следующем году. В-четвертых, необходим профессиональный аудит активности партий в социальных сетях, чтобы не было массового «надувательства» инвесторов/заказчиков со стороны исполнителей. В-пятых, работа с аудиторией должна вестись профессионалами — специалистами в сфере именно политического SMM, поскольку постоянная и эффективная работа с избирателем в социальных сетях раскрывает невиданные доселе перспективы для политических акторов, от политических партий до муниципальных депутатов.

Фейки, партии-спойлеры и успех «Команды Навального». Как выглядит крупнейшая соцсеть России перед выборами?
© РИА "ФедералПресс"