После выборов россиян заставят работать «по-новому»
Минэкономразвития разработало ряд мер по повышению производительности труда, которые могут войти в предвыборную программу президента Владимира Путина. В предыдущей кампании образца 2012 года такой пункт тоже имелся, но поставленную тогда задачу выполнить не удалось. В частности, была цель увеличить показатель в полтора раза к 2018 году, на деле же его рост к 2014 году замедлился с 3,5% до 0,7%, а в 2015-м он и вовсе начал падать — на 2,2%, пишут «Ведомости». Для всех и для избранных По данным издания, новая программа будет включать два блока. Первый предполагает улучшение условий для всего бизнеса. В частности, предлагается создать федеральный центр компетенций и сеть таких же центров в регионах, а также снизить административные барьеры. Во второй блок войдут пилотные проекты отдельных компаний, на которые государство выделит деньги. В частности, им будут оплачиваться услуги различных консультантов, предоставляться льготные инвестиционные кредиты, лизинг и займы под 1% через Фонд развития промышленности (ФРП). Программа является частью общего плана по ускорению роста ВВП. Ее старт намечен на март 2018 года и, согласно базовому сценарию, к 2020 году рост производительности труда должен ускориться с 1,6% до 1,9%, а при оптимистичном раскладе — на 2,9%. В целом программа рассчитана на 4 года, и ее общая стоимости оценивается в 30 млрд рублей. Это порядка 7,5 млрд рублей в год, что в 253 раза меньше тех средств, которые государство ежегодно тратит на обеспечение аппарата чиновников и органов власти, и в 400 раз ниже суммы, которая выделяется на полицию, суды и систему ФСИН. Сомнения и опасения Производительность труда в России действительно хромает, и сама по себе идея ее повысить, безусловно, разумная и правильная, говорят опрошенные «Ридусом» эксперты, но те меры, которые предлагает Минэкономразвития, вызывают некоторые сомнения и опасения. Так, завкафедрой экономики и финансов факультета экономических и социальных наук РАНХиГС Алла Дворецкая обращает особое внимание на второй блок. Здесь возникает традиционный вопрос: а судьи кто? То есть, кто будет отбирать проекты под государственное финансирование и по каким критериям, насколько объективным будет этот процесс и кому, в конце концов, достанутся деньги — сырьевым гигантам или все же малому и среднему бизнесу, который выступает двигателем прогресса в других странах? Еще один немаловажный вопрос: кто будет выдавать льготные кредиты? «Банки — не альтруисты. Значит, их надо тоже как-то заинтересовать», — отмечает эксперт. Скорее всего, полагает она, речь идет о государственных банках, которым просто прикажут. Но это означает продолжение политики огосударствления, которая, в общем-то, уже идет, и в принципиальном плане — определенный отход от рыночных основ, от конкуренции, борьбы за ресурсы и т. д. Спросить у бизнеса Генеральный директор Экономико-правовой школы консалтинговой компании ФБК Сергей Пятенко, в свою очередь, полагает, что акценты в программе расставлены не совсем верно. Чтобы повысить производительность труда, сначала надо узнать мнение бизнес о том, что ее сдерживает, полагает эксперт. «Должна быть какая-то корреляция между тем, что сдерживает производительность труда, и мерами, которыми мы хотим ее повысить. Пока эта корреляция не очень велика. Бизнес говорит, что нужно снижать налоги, тогда он будет лучше работать, а мы говорим, что надо создать Центры компетенции. Бизнес говорит про отсутствие доступного финансирования, и что денег в экономике мало, а мы по-прежнему боремся с инфляцией, чтобы она упала до 4%, хотя нам по чину полагается 6−8%, никак не меньше», — рассуждает экономист. По его словам, такой подход слегка напоминает анекдот о человеке, который ищет под фонарем деньги, потому что там светло, хотя потерял он их в темноте. От частного к общему Доступ к дешевому финансированию и снижение налогов — это первое, в чем нуждается бизнес, потому что пока, при всех разговорах, налоговое бремя в России все-таки немного, но увеличивается, при том что оно уже весьма велико. На втором месте стоит дружественная среда. И в этом плане в программе имеется какая-то идея снижения административных барьеров, но не очень понятно, как именно предлагается их опускать, отмечает Пятенко. Повышение производительности труда — один из элементов общей структурной перестройки экономики, и решать эту задачу нужно комплексно, продолжает тему Дворецкая. Главное, чтобы все меры были направлены на развитие высокотехнологичных отраслей, а не сырьевых. Поэтому нужна промышленная политика нового типа. По словам экономиста, в разных стратегиях, которые неоднократно разрабатывались в последнее время, было много полезного, но все это часто остается на бумаге, в том числе из-за отсутствия межведомственной координации. «Но если ничего не делать, тоже ничего не будет реализоваться, поэтому программа сама по себе действительно нужна», — заключает эксперт.