Войти в почту

Кто, как и зачем использует беспилотники

Исландцы далеко не первые и не последние, кто положил глаз на коммерческое использование беспилотников. Проекты по "долету" товаров и других грузов набирают обороты по всему миру. В ряде европейских стран дроны уже перевозят почту, а, к примеру, в Руанде они доставляют в отдаленные уголки страны донорскую кровь. Недавно разработчики из Ратгерского университета в Нью-Джерси использовали дрон для обследования Мемориального моста Делавэра: специалисты оценили состояние тросового подвеса, пролетов и подводной части опор. Для столь детального осмотра потребовался всего один день, а не несколько. Причем традиционный осмотр обязательно проводится с участием вертолета, катера и подводного робота. Дроны все чаще применяют для мониторинга состояния дорог и линий электропередач. Скажем, в Китае применили дрон с огнеметом для очистки ЛЭП от мусора. Беспилотники используются для доставки почты и медикаментов, возврата товара, если одежда не подошла или это не то, что заказывалось. Не обходится и без экзотики. Так, смотрители зоопарка в китайской провинции Хэйлунцзян тренируют с помощью дронов местных тигров: чтобы животные "не растеряли форму", над ними запускают коптер, который заставляет больших кошек бегать. Кстати, специалисты называют как минимум 70 способов применения дронов. Все зависит от того, какой аппаратурой они будут оснащены: при необходимости можно добавить свет, звук, камеры, микрофоны, датчики, роботизированные манипуляторы, технологию подавления или усиления волн… Как рассказывают специалисты, сейчас разрабатываются, например, даже дроны для поиска пропавших детей, которые, как и собаки, смогут отслеживать запах ребенка. Перспективны дроны с термодатчиками - для поиска людей, заваленных лавиной, дроны с инфракрасными датчиками - для выявления лесных пожаров на ранней стадии. Одно из интереснейших направлений - беспилотники для наблюдения за пиратами в открытом море - после определения местонахождения пиратов можно отправить дроны для атаки. В России с июля этого года вступили в силу требования Воздушного кодекса для малых беспилотников и дронов. Теперь их владельцы в обязательном порядке должны ставить на учет аппараты от 0,25 до 30 килограммов. Все беспилотники могут летать только на основании разрешения на использование воздушного пространства. Между тем Специалисты бьют тревогу: беспилотники становятся серьезной угрозой для безопасности полетов. Главные риски - полеты рядом с аэропортами и в зоне аэропортов. Не так давно мир облетело фото: в Мозамбике с Boeing 737-700, который шел на посадку, столкнулся дрон. Огромные вмятины на "носу" фюзеляжа самолета. - Самолет не разбился только чудом, - говорит президент МКАА "Безопасность полетов" Валерий Шелковников. - Беспилотник мог попасть в двигатель и вызвать его отказ или разрушение. Либо пробить стекло пилотской кабины и травмировать, или убить пилотов. В аэропорту Шарль де-Голль беспилотник пролетел всего в пяти метрах от приземлявшегося A320 Air France. Хорошо, пилот мгновенно среагировал. А вот в лондонском Хитроу столкновения с БЛА не удалось избежать. В США FAA получает в среднем около сотни сообщений в год о появлении дронов там, где это запрещено. Специалисты разрабатывают специальные "контртехнологии". Например, одна из них позволяет при помощи анализа радиочастот, на которых идет управление беспилотником, определять местонахождение не только летательного аппарата, но и того, кто находится за пультом. ИКАО также предпринимает меры для минимизации факторов риска с беспилотниками. В частности, уже введен в действие информационный комплект по дистанционно-управляемым авиационным системам. Как отметил президент Совета ИКАО д-р Олумуива Бенард Алиу, ресурсы разработаны, чтобы помочь эксплуатантам любого возраста управлять полетами своих беспилотников безопасно и ответственно. Справка "РГ" Дроны - это беспилотные летательные аппараты. БПЛА делятся на четыре класса: "микро" (до 10 кг веса, 1 час работы и высота полета до 1 км), "мини" (до 50 кг, несколько часов работы и полет на высоту до 3-5 км), средние (до 1000 кг, 10-12 часов и высота до 9-10 км) и тяжелые (весом более тонны, время работы более 24 часов и предел высоты - до 20 км).

Кто, как и зачем использует беспилотники
© Российская Газета