Войти в почту

Михаил Осокин: Телевизор и пропаганда против правды и психики

Михаил Осокин — о том, как россиян пытаются обрабатывать враньем и пропагандой, а прилетает в итоге иногда на самый верх. Как делаются фейковые новости: британские журналисты выяснили, как названия их изданий используются в интересах прокремлевской пропаганды. Они выявили сайт, на котором группа людей создает фальсифицированные статьи на английском языке: статьи оформляются так, будто они опубликованы крупными британскими газетами, они немедленно переводятся на русский и появляются в различных российских СМИ. Сейчас таким способом на телеканалы была продвинута статья, замаскированная под публикацию на сайте британской Guardian — с фальшивыми цитатами бывшего главы MI-6 Джона Скарлетта. Цитаты были призваны создать впечатление, что MI-6 разрабатывала планы дестабилизации России. В общем, изготовили поддельную статью, которая гармонирует с утверждениями Кремля о зловещем западном заговоре против России. Впрочем, наши государственные телеканалы не ограничиваются подобными перепечатками с английского — они наладили массовое производство и собственной продукции. Например, сейчас прошел сюжет о том, что из-за антироссийских санкций в ЕС якобы не хватает масла и могут резко подорожать булочки и иная выпечка. Тревожный заголовок, драматические подробности — все, как это описывал Умберто Эко в своем романе о журналистах: «Есть одно хорошее немецкое слово Schadenfreude — радость по поводу чужих бед. Именно это чувство старается пробуждать в любом читателе уважающая себя газета». Но в сюжете про масло пошли дальше — чужие беды были еще и просто придуманы. Эксперты в сюжете вещали: «До введения антироссийских санкций на долю России приходилось 24% экспорта сливочного масла в ЕС». Но эксперты явно перепутали экспорт и импорт. На самом деле ровно наоборот: 24% всего экспортируемого странами Евросоюза сливочного масла уходило в Россию, пока Кремль не ввел эмбарго на европейские продукты. И на самом деле Евросоюз вообще не водил санкций против российской сельскохозяйственной продукции, то есть все это — фейковая новость от начала до конца. Такое впечатление, что государственное телевидение до сих пор пользуется в пропаганде советскими наработками, забыв, что давно уже наступил XXI век и любой желающий может погуглить в интернете и мгновенно убедиться в бредовости этих рассуждений о сливочном масле. Вот такими старыми приемами власти пытаются убедить население, что санкции больно ударили по Западу, а нам это не страшно, что власти все делают правильно и вообще экономика на подъеме. И лишь на каналах в YouTube появляются репортажи, в которых можно увидеть совсем иные ноты. Фейковыми новостями усиленно кормят не только население — власть уже так заигралась, что обманывает сама себя. Для начальства тоже придумываются хорошие новости, и вот как описывал эту ситуацию Глеб Павловский, большой знаток кремлевских политтехнологий: «Путину лгут в стиле того, о чем лжет российское телевидение. Это наркотическая петля». Вспоминаются наивные фейки советских времен — например, как скрывали постоянные поломки на орбитальной станции «Мир». Вместо реальной информации с орбиты на сайте станции стали выкладывать запись, где в разных вариантах повторялись средние данные, показывающие, что все работает в штатном режиме. А когда «Мир» затопили, то эту запись убрать забыли. И туристы уже собирали обломки станции в районе ее падения, а на сайте продолжали появляться данные с борта станции — что все в пределах нормы, и датчики освещения как раз показывали, что станция вышла на освещенную солнцем часть орбиты. Так обманывали и американцев, и собственное население. Теперь с помощью новейших технологий можно раскручивать значительно более сложные схемы — но, похоже, система фейков работает все хуже. Опросы общественного мнения показывают, что телевидение из месяца в месяц продолжает терять аудиторию, особенно это заметно в молодежной среде. И тенденция сейчас проявила себя в самой позорной для Кремля форме: Путина превзошел какой-то рэпер. Сделанные в течение последней недели замеры показали: рэп-баттл Оксимирона и Гнойного почти вдвое превзошел прямую линию президента по охвату аудитории. Битва рэперов набрала в YouTube более 11 млн просмотров, в то время как майское общение президента с народом собрало у экранов около 6,2 млн россиян. Как пишут в соцсетях поклонники рэперов, главное не пропустить баттл, а посмотреть Путина они еще успеют — они приводят популярный в интернете анекдот: «Если вам не удалось отправить свой вопрос на прямую линию с Путиным, не расстраивайтесь — у вас вся жизнь впереди». Подростки уходят в интернет, в протестные движения, и власти, похоже, спохватились — срочно решили осваивать новые формы работы с молодежью. В Общероссийском народном фронте (ОНФ) спешно нарисовали программы различных творческих форумов, конкурсов молодых исполнителей с широким освещением в СМИ. Еще анонсировали конкурс на самое образное описание будущего России — «достаточно будет использовать 500 символов». Вспоминаются «Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова: «Словарь Уильяма Шекспира, по подсчетам исследователей, составляет 12 000 слов. Словарь негра из людоедского племени "Мумбо-Юмбо" составляет 300 слов». Участники конкурса будут просто Цицероны по сравнению с племенем «Мумбо-Юмбо». И об организации всех этих конкурсов уже появились инструкции из ОНФ: «работать с ценностными установками молодежи, наполнить жизнь молодых новым смыслом» — скучные казенные тексты, в которые напиханы «хайп», «туса», «фан» и тому подобные слова — жалкая и смешная попытка заговорить на молодежном языке. Выглядит примерно так же, как поздравления выпускникам от их родителей, появившиеся в изобилии этим летом в соцсетях. Авторам программ по работе с молодежью приказано, что все должно быть запущено к 1 сентября, и, видимо, сейчас следует ожидать также и новых мощных выбросов фейков. Уже были изготовлены сюжеты с придуманными деталями биографии Навального, с попытками сравнить его с Гитлером. С другой стороны, в изобилии стали появляться новости, специально расчитанные на Поколение Z: «Политику Путина поддержали более 80% российской молодежи». А в других телерепортажах рассказывают, как нравится молодым прокремлевское движение #Сеть и проекты «Единой России». Установлена главная опасность для здоровья от просмотра телевизора — такое заявление сделали японские ученые. Они обследовали 86 тысяч человек и пришли к выводу, что долгое сидение перед экраном может вызывать сгущение крови. Ну так то в Японии — а россиян телевизор, похоже, прежде всего ударяет по психике: передергиваниями, подтасовками и просто элементарными фейками.

Михаил Осокин: Телевизор и пропаганда против правды и психики
© ИД "Собеседник"