Войти в почту

"Барселонский сценарий" в России не повторят

Боевики «Исламского государства»* вчера совершили очередной кровавый теракт в сердце Европы. За последний год террористы уже восемь раз использовали в европейских столицах – Берлине, Лондоне, Стокгольме – тактику, которая называется car-ramming («таран автомобилем»). Стоит ли бояться подобных терактов жителям России, «Свободная пресса» выяснила у экспертов. Восемь терактов, 115 погибших… В первой половине «нулевых» годов к тактике car-ramming («таран автомобилем») часто прибегали палестинские террористы. Один из самых первых подобных терактов произошел в ноябре 2000 года в городе Хадера: начиненный взрывчаткой автомобиль боевики направили в толпу прохожих на центральной улице, в результате взрыва погибли две женщины-израильтянки и более 60 человек получили ранения. Подобную тактику затем взяли на вооружение боевики «Исламского государства». Первый и самый кровопролитный теракт с использованием автомобиля произошел в июле 2016 года: тунисец Мухаммад Лахуаедж Булель направил грузовик на толпу туристов, гуляющих вечером по Английской набережной. В результате погибли 86 человек и еще около полутысячи получили ранения. За последний год теракты по аналогичному сценарию «Исламское государство» устраивало в других европейских столицах. Причем трижды «тараны автомобилем» происходили в Лондоне: 22 марта на Вестминстерском мосту в результате наезда грузовика, управляемого террористом Халидом Масудом, на группу прохожих погибли 4 человека (более 50 – ранены), затем боевик застрелил еще полицейского офицера. 3 июня аналогичный теракт произошел уже на Лондонском мосту: погибли 8 человек, 48 были ранены. А спустя две недели нападение произошло в Финсбери-парк: неподалеку от одной из крупнейших в столице мечетей террорист направил фургон на прохожих, погиб один человек, 10 были ранены. «Автомобильные» теракты «Исламское государство» устраивало в Берлине, где в декабре 2016 года тунисец Анис Амри угнал огромный грузовик Scania (убив водителя) и направил его на рождественскую ярмарку на площади Брайтшайдплац. Погибли 11 прохожих и 56 ранены, террористу удалось улизнуть – его застрелили во время спецоперации лишь спустя пять дней… в Италии (куда он, выходит, беспрепятственно сумел выехать из Германии). 7 апреля на Дротнинггатан – центральной пешеходной улице Стокгольма – угнанный грузовик въехал в группу мирно гуляющих горожан. Погибли 5 человек, 14 были ранены. Террористом оказался 39-летний гражданин Узбекистана Рахмат Акилов, который постоянно проживал в Швеции. А буквально за неделю до теракта в Барселоне очень похожее нападение произошло в парижском пригороде Леваллуа-Перре: грузовик протаранил группу солдат 35-го пехотного полка, были ранены шестеро военнослужащих. Водителю удалось сбежать, но полиция его задержала – им оказался 37-летний алжирец Хаму Бенлатреш. За всеми «одинокими шакалами» не уследишь Научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН Ахмет Ярлыкапов в интервью «Свободной прессе» высказал сомнение, что теракт по «барселонскому» сценарию может произойти в России. «СП»: – Ахмет Аминович, есть ли вероятность повторения подобных терактов с применением car-ramming в популярных туристических местах России – скажем, в Москве или в Санкт-Петербурге? – Очень хотелось бы надеяться, что повторения таких терактов не будет в наших столицах или крупных городах. Дело в том, что туризм в России развит гораздо слабее, чем в странах Европы. Но бдительности терять не стоит, конечно. Логика именно этого вида терактов такова, что они совершаются там, где в основном развит туризм. Наносится удар по туристской сфере, по международному престижу страны, потому что страдают сразу граждане нескольких стран. И страх распространяется широко, поскольку в других странах люди понимают, что они не могут чувствовать себя в безопасности, где бы они ни были. В этом и цель террористов – распространить страх как можно шире. «СП»: – Почему, на ваш взгляд, боевики «Исламского государства» все чаще используют тактику «автомобильного тарана»? – Это, к сожалению, уже установившийся почерк террористов, которые ассоциируют себя с ИГ. Теракт с использованием автомобилей трудно раскрыть на этапе подготовки – автомобиль не запрещен как оружие, взрывчатка или ее компоненты. Этот вид теракта не требует материальных затрат и конспирации, поскольку автомобили достаточно распространены, исполнитель теракта может на нем работать. И в то же время, как мы видим, эффект от такого теракта сопоставим с эффектом от терактов, осуществленных с использованием оружия и взрывчатки. Согласен с Ахметом Ярлыкаповым и председатель правления экспертной группы «Сова» (Киев), политолог Михаил Савва. – Причина распространенности подобных терактов проста. Его очень сложно предотвратить. Автомобиль, в отличие от оружия, взрывчатки или ядов, совершенно законен. Совершают такие теракты «одинокие шакалы», которые не имеют соучастников, и им трудно использовать нелегальные средства для теракта. Для предотвращения такого теракта нужна хорошая агентурная работа. Это сложно, особенно с учетом большого миграционного притока в Европу. Много новых людей, за всеми не уследишь, – сказал Михаил Савва в интервью «Свободной прессе». «Террористы в России быстро перенимают чужой опыт» Эксперт Института национальной стратегии, главный редактор журнала «Мусульманский мир» Раис Сулейманов считает, что в российских реалиях теракты, подобные тем, что произошли в Ницце или Барселоне, маловероятны. «СП»: – Раис Равкатович, за последний год в Европе произошло уже восемь терактов, когда боевики угоняли машины и таранили ими случайных прохожих. С чем, на ваш взгляд, связано появление этого нового типа терактов? – Одна из причин не только появления, но и «популярности» у террористов такой тактики – въезд в толпу прохожих на машине – заключается в простоте совершения подобного теракта. Традиционный в понимании обывателя теракт – это обязательно взрыв самодельной бомбы, однако это требует от организаторов и исполнителей ее изготовления, что требует финансовых затрат, навыков, приобретения необходимых ингридиентов. В этом отношении наезд на людей организовать гораздо проще и дешевле. «СП»: – Как показывает практика, такие теракты совершают «одинокие волки» (lone wolves), которые раньше даже в поле зрения спецслужб не попадали. – При использовании метода car-ramming террористу проще совершить задуманное злодеяние: едешь под видом обычного водителя, а потом резко сворачиваешь в сторону пешеходов, и тебя никто не успевает остановить. В плане предотвращения «традиционного» теракта государствами Европы все же созданы серьезные меры безопасности: камеры сканирования, металлоискатели при посещении вокзалов, аэропортов, метро. Все это усложняет для террористов достижение их цели. «СП»: – В России такие теракты возможны? – Пока, к счастью, ничего подобного не опробовано в России. И будем надеяться, что этого и не будет. Но никогда нельзя исключать вероятность подобного: опыт показывает, что террористы в России легко осваивают опыт своих единомышленников из других стран. «СП»: – Вчерашний теракт в Барселоне в режиме «онлайн» освещали все мировые СМИ. В то же время теракт, который произошел два дня назад в Нигерии (террористка-смертница взорвала себя на рынке) и унес вдвое больше жизней, прошел практически незамеченным. – Да, это такая особенность мирового информационного пространства. В мировых СМИ непропорционально представлен объем информации из разных стран. Просто посмотрите на любое информационное агентство, сколько будет за месяц новостей про Великобританию или Германию и сколько про Индию с ее миллиардным населением. А ведь наверняка в Индии событий происходит больше, чем даже в России! * «Исламское государство» (ИГИЛ) — террористическая группировка, деятельность которой на территории России запрещена решением Верховного суда РФ от 29.12.2014.

"Барселонский сценарий" в России не повторят
© Свободная пресса