Войти в почту

Искаженная реальность Стива Джобса: куда ведут завышенные ожидания

Финансовая история компании NeXT, Inc. оставляет желать лучшего и наглядно демонстрирует, что, несмотря на потрясающее чутье Стива Джобса и его славу настоящего предпринимателя-«визионера», способностями руководителя он похвастаться не может. В отличие от большинства других предпринимателей, до сегодняшнего дня Стивен П. Джонс вряд ли мог обвинить СМИ в плохом отношении к себе. Он был несдержанным молодым бунтарем, чьи идеи никогда не вписывались в представления более консервативного общества. Со временем этот набор значительно пополнился новыми чертами и образами. Сначала пред нами предстала фигура Джобса-предпринимателя, сыгравшего важнейшую роль в переходе к эпохе персональных компьютеров. Затем мы увидели Джобса-сооснователя компании Apple, получившего симпатию и сострадание после событий 1985 года, когда он был уволен человеком, которого собственноручно и нанял, — Джоном Скалли. И даже в последнее время, после того как катастрофически провальные продажи у новой компьютерной компании Джобса NeXT, Inc. стали очевидны для всех, журналисты все еще остаются снисходительными. Разве не Джобс совершил переворот, убедив IBM дать лицензию на разработанный им пользовательский интерфейс операционной системы NeXTSTEP? И даже если на данный момент у NeXT и возникли проблемы с продажами компьютеров для бизнес-целей, разве как минимум среди вузов дела идут не гораздо лучше? Это достижение воспевалось в недавних заголовках газет. Однако вот другая точка зрения относительно деятельности Стива Джобса: Скалли в конечном итоге был прав. Руководитель из Джобса действительно неважный. Да и его понимание технической стороны вопроса тоже нельзя назвать безупречным: проекты, в которых ему предоставлялась полная свобода действий (ПК «Lisa» от Apple), становились полной неудачей. Теперь же, обладая абсолютным контролем над NeXT, он принял принципиально неверные решения, которые могли обречь на провал все предприятие. Ничто из этого не дает кому-либо права отрицать заслуги и роль Джобса в основании Apple и то уважение, которое он приобрел благодаря этому. Но в мире бизнеса существует не так много настоящих чудотворцев, и теперь стало ясно, что Стив Джобс не является одним из них. Похоже, что полученный им вслед за разрывом со Скалли, продавцом газировки, статус героя помог ему заработать большую сумму денег, достаточную для основания NeXT. Росс Перо инвестировал в компанию $20 млн (12,5% акций), а затем и Canon Inc. вложила $100 млн (16,7% акций). Остальной капитал был получен от Стэнфордского университета и университета Карнеги-Меллон. Сам Джобс вложил $12 млн, сохранив за собой большую часть акций. Теперь, спустя три года после того, как о рабочей станции NeXT впервые стали появляться сенсационные статьи в газетах, у 36-летнего Джобса возникли серьезные проблемы. NeXT за всю историю существования удалось продать лишь 15 000 компьютеров, что, по заявлениям Викки Браун, исследователя рынка из фирмы International Data Corp., немногим больше 10% объемов продаж компании Sun Microsystems в год. Огромным, но приносящим малую выгоду сектором продаж NeXT все это время была торговля с вузами, которым при этом предоставлялись чрезвычайно большие скидки. Джобс настаивает на том, что его продукт сейчас закрепляется на рынке, а продажи растут. «Нам 15 раз выпадала возможность составить конкуренцию Sun, и все 15 раз мы одерживали победу», – утверждает он, хотя и отказывается раскрыть имена конкретных заказчиков. Сомнения вызывает расхождение между завышенным им числом перевозок якобы 8000 рабочих станций, совершенных NeXT за первый годовой квартал, и данными, предоставленными независимой международной исследовательской и консалтинговой компанией International Data Corp., согласно которым это число составило менее 4000 перевозок. При более обстоятельном расспросе Джобс признается, что на самом деле компания транспортировала около 6500 компьютеров, а остальные были проданы уже имеющимся пользователям с целью переоборудования. Факт транспортировки компанией за последний квартал 1990 года скромных 1500 единиц товара был проигнорирован прессой, которая в то же самое время фонтанировала информацией о перевозке ими 8000 рабочих станций. NeXT срочно нуждается в повышении доходов от продаж. Расходы на компанию, находящуюся в Редвуд-Сити, штат Калифорния, включают в себя фонд заработной платы персонала (550 сотрудников). Кроме того, это и арендная плата за штаб-квартиру необъятной площадью в 200 000 квадратных футов, отвечающей строгим требованиям Джобса и построенной неподалеку от яхтенного причала после того, как компания переросла масштабы своего первого здания штаб-квартиры в Пало-Алто. И если большинство стартапов задумываются в гаражах и на чердаках, то NeXT был рожден в огромном особняке. Новое здание отличают побеленные дубовые двери, дизайнерская мебель и стильно обставленная кухня, напоминающая кафе. NeXT также приняла на себя расходы, связанные с заметно большим количеством торгового персонала, так как ее до определенного момента единственный торговый посредник фирма BusinessLand не имела возможности перевозить оборудование в достаточных объемах. Наиболее образцовая фабрика NeXT, модернизированная по последнему слову техники и обладающая незапятнанной репутацией, находится в городе Фримонт, штат Калифорния и, по задумке руководства, должна приносить $1 млрд прибыли от годового объема производства; сбыт товара же с самого основания компании не составляет, наверное, и десятой части от этой суммы. Партнер венчурной фирмы Kleiner Perkins Caufield & Byers Бернард Лакрут считает, что Джобс через год может понести издержки, если только не повысятся продажи: «Он во всем стремится достичь уровня первого класса. Производство обходится ему очень дорого». Джобс отрицает слухи относительно его надежд на появление очередного ангела, сошедшего с небес для спасения его компании. Однако признает, что ему и фирме требуется резкое повышение продаж, притом срочно. «Очень немногим компаниям дается второй шанс, — неохотно соглашается Сьюзен Келли Барнс, коллега Джобса еще со времен его работы в Apple. — С нашей стороны полагать, что будет второй или даже третий шанс, было бы проявлением самонадеянности». Даже Джобс, чей оптимизм граничит с фанатизмом, осознает, что следующий год станет решающим для его вот уже 6-летнего стартапа: «пан или пропал». В чем же просчитался Джобс? Он является лидером, полностью отдающимся своему делу, а его личность и репутация придают ему определенную харизму, однако зачастую он становится одержим не столь значительными вещами. Перфекционист по натуре, Джобс нанял дизайнера из Западной Германии для разработки компьютера с черным глянцевым магниевым корпусом; также говорят, что он заплатил $100 000 за создание привлекательного логотипа NeXT. Однако, будучи увлеченным внешним видом продукта и штаб-квартиры, он не заметил недостатков внутреннего устройства компьютера. Первая модель была дорогой и медленной; это была графическая рабочая станция с черно-белым монитором; у машины было много недостатков по пакетному программному обеспечению. В ней не было встроенного дисковода для гибких дисков, что становилось огромным минусом для пользователей из бизнес-сферы. Почему не установили дисковод? Потому что Джобс постановил, что его слот загромождал бы компьютер. Некоторые из названных проблем были решены. У новой модели есть дисковод, цветной монитор и программное обеспечение от WordPerfect и Lotus. Из-за наличия цветного монитора и скорости выполнения операций 15 млн команд в секунду цена нового компьютера NeXT составила $8000, однако в нем все еще использован стандартный процессор фирмы Motorola, а не более мощный процессор с сокращенным числом команд, которые используют Sun в своих рабочих станциях. «Эстетическая сторона его компьютеров всегда заслуживает отдельного упоминания, — утверждает руководящий сотрудник Apple Дебора Коулмэн, тесно работавшая с Джобсом до его ухода из компании. — Он помешан на деталях: Стив Джобс всегда найдет, к чему придраться, и будет заниматься доведением работы до абсолютного совершенства. При этом неважно, в чем именно заключается работа – в покраске стены, упаковке оборудования при помощи пенопласта или сортировке документации. А вот при принятии серьезных решений он заметно колеблется. Надо отдать должное его таланту при подборе визуального оформления, ведь Джобс приложил огромные усилия для создания NeXTSTEP, операционной системы, выводящей на экран меню и символы. На первый взгляд кажется, что Джобс добился успеха в 1988, когда IBM лицензировала NeXTSTEP для ее использования в своих компьютерах. Существует вероятность, что таким образом IBM стремилась поумерить пыл заклятого врага Джобса Уильяма Гейтса III из Microsoft, чье доминирование в бизнесе по производству программного обеспечения доставляло беспокойство и неприятности IBM. Однако и спустя три года после сделки IBM должна представить новый компьютер с программным обеспечением от Джобса. «Проблема Стива заключается в так называемых белых пятнах, то есть областях, в которых он сам недостаточно хорошо разбирается: в Apple мы дали этому специальное название – поле искажения реальности Стива Джобса», – рассказывает бывший исполнительный директор Apple Жан-Луи Гассе. Эта слабость довольно часто встречается у людей, которые обрели оглушительный успех в раннем возрасте. Они начинают верить во все, что о них пишут в газетах. В Apple уравновешивающей силой для талантов Джобса служили способности Стивена Возняка, инженера-электронщика, спроектировавшего первый компьютер Apple в их гараже. Джобс, любящий самостоятельность, часто окружает себя людьми, которые, несмотря на свою одаренность, не станут ставить под сомнение его видение. «Стив — такой парень, который способен запустить процесс и придать ему скорость, но направить при этом в ложном направлении», – считает давний сотрудник Apple Уильям Хокинс III, ныне руководитель компании, занимающейся разработкой, изданием и распространением видеоигр Electronic Arts. Он добавляет: «Стива трудно назвать хорошим слушателем». Возможно, на Стива Джобса были возложены слишком высокие ожидания. «В мире множество людей, прославившихся созданием или открытием какой-то удивительной вещи, но впоследствии так и не сумевших сделать еще что-то стоящее, о чем снова услышал бы весь мир», — полагает Коулмэн из Apple. «Дж. Д. Сэлинджер написал «Над пропастью во ржи», но ведь ничего больше, верно? Не все могут стать наравне с Фолкнером, Фицджеральдом или Джойсом». Перевод Яны Воробьевой