Ещё

Откуда берутся гигантские долги управляющих компаний за услуги ЖКХ 

Фото: ИД "Собеседник"
На днях Минстрой сообщил: объем задолженности за ЖКУ составляет 1,34 трлн руб. Sobesednik.ru разбирался в ситуации.
Несмотря на то, что лишь 6% должников — граждане (остальные — сами управляющие организации и другие посредники), коммунальщики порой идут на крайние меры и портят жизнь простым людям, отключая от ресурсов целые районы. В конечном счете страдают и неплательщики, и те, кто платит исправно. Можно ли этому помешать?
Соседи не платят?
Жители Курганской области должны за отопление и горячее водоснабжение почти 830 млн руб. На сайте ПАО «Курганская генерирующая компания» даже опубликовали топ-100 самых злостных домов-неплательщиков: по некоторым адресам долги перевалили за несколько миллионов. А одна курганская семья должна за отопление и горячую воду более 339,4 тыс. руб.
— Когда отключают воду в целом доме, объясняя это тем, что там много неплательщиков (хотя другая часть жильцов исправно платят), — это полностью незаконно, — комментирует юрист Юрий Кадыков. — Жилищный фонд относится к так называемым неотключаемым потребителям: это значит, что даже за долги управляющая организация (УО) не имеет права отключать квартиру или многоквартирный дом (МКД) от жизненно важных ресурсов. Но самих неплательщиков наказать могут: если сумма долга за услуги составляет более 2 месячных платежей, коммунальщики имеют право отключить электричество, горячую воду и газ. Предупредив владельца за 20 суток. Отключают не сразу — это крайние меры. Сначала, например, ограничивают потребление электроэнергии, поставив специальные предохранители, которые не позволят включать ничего мощнее лампочки.
Пусть считают!
В июне около 150 жителей подмосковного Клина перекрыли Ленинградское шоссе, чтобы власти обратили внимание на их проблему: горячую воду отключили на две недели (на профилактику), но обратно вовремя не подали.
В райадминистрации объяснили: их дома обслуживаются частными котельными, которые задолжали за энергоресурсы, а потому и были остановлены. Такой порядок приведения коммунальщиков в разум — за счет граждан — также незаконен.
— В случае, если услуги предоставляются ненадлежащим образом (скажем, когда нарушен температурный режим при отоплении или при подаче горячей воды) или не предоставляются вовсе, то гражданин должен зафиксировать этот факт, — объясняет алгоритм действий Кадыков, — сообщить о проблеме в диспетчерскую службу, которая должна направить к вам комиссию УО для проверки и составления акта не позднее 2 часов с момента подачи заявки. Если комиссия не придет, то надо будет составить акт самостоятельно с привлечением свидетелей, например соседей, — это понадобится при требовании перерасчета. Если проблема не решена и перерасчет не был произведен, то надо обращаться с жалобой в жилинспекцию.
Странное накопительство
В июле жителям нескольких микрорайонов Балашихи вовремя не подали горячую воду после двухнедельной профилактики. Балашихинцы не обратили бы на это внимания (задержки оказания услуг, аварии и прочие неприятности у них не редкость), если бы не странное объявление от УО: оказалось, что жители микрорайона Заря задолжали ей 23 млн руб. Поэтому сама УО не заплатила «Газпром межрегионгазу», а значит, и горячей воды жильцам не видать.
— Жилищным кодексом России определено, что управляющие организации — это юридические лица, которые осуществляют свою хозяйственную деятельность самостоятельно, на основании выданной им лицензии по управлению МКД, — поясняет Кадыков. — Поэтому если УО не занимается взысканием задолженностей с неплательщиков и у нее нет возможности рассчитаться с котельной или другими поставщиками ресурсов на протяжении трех месяцев, то она — в соответствии с ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» — должна сама подать заявление в суд о своем банкротстве. Чтобы избежать банкротства, директор УО может взять муниципальный или коммерческий кредит.
Если же глава УО не разрешил ситуацию с неплатежами и при этом не подал на банкротство, ему грозит уголовный срок.
А уж почему УО не решает проблемы со своими должниками (те же 23 млн ведь не за один день накопились) и почему жилищная инспекция не лишает таких горе-управляющих лицензии — большой вопрос.
Совет
Если вы — добросовестный плательщик, а дом отключили от ресурсов, зафиксируйте факты неоказания коммунальных услуг, а потом жалуйтесь в жилинспекцию. И не забудьте потребовать у УО перерасчет за неполученные услуги.
Порядок перерасчета установлен постановлением правительства РФ от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
Читайте также
Новости партнеров
Больше видео