Восемь лайфхаков россиянина, который работает с Индией 

Фото: RB.ru

Индия — развивающийся рынок, мировой центр аутсорса и страна больших возможностей для IT-компаний. Стоимость найма IT-специалиста в Индии примерно в 4 раза меньше, чем в США. Но это не единственная причина сотрудничать с индийцами.

Кроме дешевой рабочей силы Индия может предложить:

динамически развивающийся IT-сектор, который растет на 12-14% в год;

сложившуюся экосистему стартапов; более 10 миллионов квалифицированных работников со знанием английского языка;

полуторамиллиардное население, которое с каждым годом все активнее пользуется интернетом и заказывает товары через интернет-магазины.

Все эти преимущества привлекают в Индию международные компании, которые, однако, сталкиваясь с местной культурой, часто испытывают трудности в общении.

1. Я твоя не понимать

Хоть Индия и бывшая британская колония, английский язык здесь далек от стандартов Туманного Альбиона. Индийский английский довольно сложно понять тем, кто до этого не сталкивался с местными особенностями грамматики и произношения.

Даже если ваш собеседник владеет языком на уровне upper intermediate, разобрать, что именно он говорит бывает сложно из-за специфического акцента.

В Индии довольно своеобразный стиль деловой переписки. Получить письмо от партнера с текстом «how r u bro» — не такая уж редкость.

А еще здесь очень распространено выражение «do the needful», которое не имеет аналогов в других вариантах английского языка. Ваши индийские партнеры будут спрашивать, сделали ли вы тот самый «needful», или объявят, что сделали «needful on our end», при этом не уточняя, что именно было сделано, а что предстоит закончить.

2. Подожди часок… Или два  С пунктуальностью в Индии тоже проблематично. Если вам обещают прислать договор к понедельнику, то в лучшем случае пришлют его к четвергу.

Если вы договорились о встрече, будьте готовы, что ваши партнеры-индийцы придут минимум на 15 минут позже — это не считается опозданием. В Индии со временем обходятся свободно и прийти позже на час не считается зазорным.

3. Ответственности много не бывает

Деловое общение в Индии неотделимо от кастовой системы и строгой социальной иерархии. Если ваш собеседник занимают высокую должность в большой компании, в силу вступает неформальный церемониал. Например, крупный клиент ответит на звонок лишь на третий день. Не потому, что он был недоступен — просто отвечать сразу не принято.

В индийской компании рядовые сотрудники не принимают самостоятельные решения — эта привилегия и ответственность принадлежит высшему начальству. Поэтому согласование договора с крупной компанией должно пройти все инстанции, вплоть до топ-менеджмента, и может продолжаться месяцы.

4. «Да» может означать «нет»

Еще важно понимать, что индийцы воспитываются в культуре, в которой нельзя говорить «нет». Даже если они абсолютно точно знают, что их компания не сможет выполнить заказ вовремя или у сотрудников отсутствует необходимая компетенция, они никогда не откажут в заключении контракта.

5. Очень-очень много личного

Индийцы очень эмоционально воспринимают любую критику или недовольство клиента. Для них принцип «ничего личного, только бизнес» не работает. Любые замечания относительно своей работы они воспринимают как личную обиду, могут разозлиться или расстроиться, но в любом случае не признают, что виноваты, а вместо этого во всех бедах обвинят вас.

6. Не звони мне, не звони!

В то же время индийцы могут быть настойчивыми или даже настырными, если они ждут оплаты или выполнения работ от вас. Звонки каждый час, даже ночью и в выходные, десятки сообщений во всех мессенджерах, даже если вы заранее оговорили дедлайны — к этому также нужно быть готовым.

7. Не нужны мне рупии, дайте доллар

Работать с индийскими компаниями сложно еще и потому, что Индия — страна довольно нестабильная. Иногда ряд компаний не работает из-за сильных дождей или отключения интернета. Но случаются форс-мажоры, которые охватывают всю страну.

История

В ноябре 2016 года правительство Индии решило вывести из оборота крупные купюры, в рамках программы по борьбе с коррупцией. Неожиданное решение вызвало панику и хаос на рынке, ведь крупные купюры составляют 85% всего оборота наличных в стране.

Индийцы ринулись к банкоматам, чтобы снять старые купюры, банки закрылись, не выдержав наплыва клиентов. Денежная реформа привела к лихорадке экономики и даже массовым протестам. К сожалению, страна в которой теневая экономика составляет 20% ВВП подвержена подобным рискам.

В связи с денежной реформой возникли дополнительные проблемы с выводом денег из страны. Внутри Индии запретили обмен валют на сумму большую, чем 30 долларов. За границей, индийские рупии и вовсе стало невозможно обменять. Вывод денег через банки и платежные системы также оказался под запретом, чтобы предотвратить массовые переводы незаконно нажитых средств. Под ударом оказались не только коррупционеры, но и международные компании и бизнесы, которым нужно было совершать сделки с международными партнерами.

8. Охота за документами

Бюрократия — еще один бич Индии. Как уже упоминалось ранее, сложный церемониал по согласованию любых решений сопровождает любую сделку.

Часто иностранные компании сталкиваются с тем, что нужно оформить длинный список документов, собрать множество письменных подтверждений и справок. Бывает так, что о необходимости подать еще какой-то конкретный документ выясняется уже в процессе переговоров. В отдельных случаях процесс подачи документов затягивается на месяцы.

Вот, к примеру, личный опыт оформления сотрудничества с индийским филиалом одной крупной международной компании:

Бюрократия пронизывает все сферы жизни в Индии. Даже для того, чтобы поселиться в отеле, нужно заполнить несколько анкет и предоставлять копии документов. При снятии денег со счета, конвертации рупий в доллары или даже перевод средств на интернет-кошелек, банки могут потребовать дополнительные копии паспорта, фотографию банковской карты, документ о прописке, пенсионное свидетельство и еще целый список других документов.

Плюсы тоже есть…

Несмотря на культурный и языковой барьер, работа с индийцами имеет также множество преимуществ. Индийцы действительно трудолюбивы. Они не разделяют работу и личную жизнь и остаются на связи даже поздно вечером и на выходных. Обычно, они готовы помочь с решением проблем и не против уделить вам столько времени, сколько будет нужно.

Индийцы очень эмоциональны, но также дружелюбны и позитивно настроены. Найти с ними компромисс несложно, особенно если они проникаются к вам доверием и воспринимают вас, как своего партнера.

Индийцы также не откажут в развитии сотрудничества, их интересуют детали. Если им нравится ваша услуга, они будут заинтересованы в upsale дополнительных. В целом, если вы наладите сотрудничество и станете доверенным партнером, можете рассчитывать на активное развитие деловых отношений.

Выводы

Несмотря на определенные сложности в общении, сотрудничество с индийцами может быть очень выгодным. Это страна с огромным потенциалом, который оценили ведущие мировые компании. Кроме того, с распространением международных компаний в Индии, индийцы и европейцы учатся взаимодействовать и со временем, становится легче преодолевать культурный и языковой барьер.

В Индии нужно уметь читать между строк и понимать, что не всегда то, что вам говорят нужно понимать буквально. Приняв такую национальную особенность, делать бизнес в Индии гораздо проще.

Материалы по теме:

Семь вопросов, с которыми столкнется каждый, кто решил переехать в США  Как выйти на необъятный китайский рынок

Стартап-атлас или где в мире бизнесу жить хорошо

Год в роли лучшего стартапа в мире: что происходит с проектом после победы

Американская мечта — отмена: «Мы вышли на рынок США, и это — ошибка»

Рождение нового хаба: 12 самых многообещаюших стартапов Греции

Читайте также
Видео
Больше видео