Войти в почту

«Это какие-то удивительные вещи». Что не так с распределением «дорожного миллиарда» в Кировской области

Эпопея с распределением «дорожного миллиарда» началась в январе, когда правительство России выделило Кировской области 625 млн. рублей в рамках проекта «Безопасные и качественные дороги». Регион добавил к этой сумме 539 млн. рублей, город Киров – еще 91 млн. рублей. Общий объём средств составил более 1,2 млрд. рублей. Дирекция дорожного хозяйства, которая выступала заказчиком ремонта, благополучно поделила «дорожный миллиард» на 15 лотов, которые и должны были торговаться на аукционах. Старт торгов притормозило УФАС, которое запретило проводить аукционы на условиях заказчика. В ведомство поступили жалобы двух кировских компаний (ООО «Благоустройство» и ООО «Ремонтно-строительная компания») на завышенные требования к материалам в техдокументации. В СМИ появилась информация, что все аукционы заточены под одного крупного заказчика, но УФАС было более сдержанно в комментариях. Там заявили, что указанные в документации характеристики ограничивают доступ к участию в аукционе, и попросили изменить требования к исполнителям. Во время торгов от первоначальной суммарной стоимости контрактов удалось сэкономить значительную сумму – более 116 миллионов рублей. Самый крупный лот на 420 миллионов взял «Гордормостстрой» («ГДМС») с падением на 20% от начальной цены, чуть менее значимый – «Агентство развития перспективных технологий» («АРПТ»). Московская компания «АРТП» снизила цену на 1% и получила лот на 390 миллионов. Всего 90 миллионов предстояло освоить областному «Вятавтодору», который годом ранее занимал монопольное положение в отрасли дорожного ремонта вместе с «Гордормостстроем». Когда начались дорожные работы, выяснилось, что московская компания «АРПТ» десять контрактов из одиннадцати передала «Вятавтодору» по договору субподряда. Сам «Вятавтодор» на торгах за эти деньги не боролся, хотя раньше часто брал большие лоты и передавал их мелким фирмам по договорам субподряда. Общественники начали подозревать «АРПТ» и «Вятавтодор» в картельном сговоре. Однако в областной прокуратуре нарушений не нашли и указали, что «АРПТ» заключила с «Вятавтодором» договор субподряда на сумму 29 млн. рублей. Сумма кажется чересчур скромной, учитывая, что «Вятавтодору» передали десять контрактов, за которые «АРПТ» полагалось более 100 млн. рублей. Экс-депутат областного Законодательного собрания Дмитрий Русских так прокомментировал эту ситуацию в эфире «Эха Москвы в Кирове». – «Гордормостстрой» выигрывает конкурс, опуская цену на 20%. В данном случае была борьба между государственным областным предприятием «Вятавтодором» и «ГДМС». Дальше интересная ситуация: выходит московская компания, получает лот на 390 миллионов рублей при падении на 1%. И никто с ней не борется: ни «Вятавтодор», ни «ГДМС». Это какие-то удивительные вещи. Мне непонятно, почему наши местные предприятия не бились за эти лоты, ведь это живые деньги, это работа, – заявил тогда Дмитрий Русских. Вскоре Кировское отделение ЛДПР обратилось к врио губернатора Игорю Васильеву с открытым письмом, в котором попросило разобраться со странными дорожными аукционами. Ответ из регионального правительства пришел за подписью и.о. зампреда Ольги Куземской. Она пояснила, что «Вятавтодор» участвовал только в двух аукционах. Средняя экономия по ним составила 17%. При этом средняя экономия по результатам 13 аукционов, в которых КОГП «Вятавтодор» не участвовал, составила 3,8%. Куземская признала: если бы «Вятавтодор» принимал участие во всех 15-ти аукционах, то областной бюджет мог бы сэкономить почти 89 миллионов рублей. Видимо, пытаясь объяснить причину бездействия «Вятавтодора», она добавила, что время дорожных аукционов там сменилось руководство, главный бухгалтер и состав отделов. Зампред заверила, что по всем вышеизложенным фактам до 1 октября 2017 года будет проведена проверка. Действительно, менее чем за год у «Вятавтодора» сменились три руководителя. Осенью прошлого года пост главы предприятия покинул Виктор Резвых – его вскоре ожидает суд за коммерческий подкуп. Предпоследний руководитель проработал на должности около месяца, а затем ушел в отпуск, который тоже закончился увольнением. Его на посту гендиректора сменил Вадим Викулов, который сейчас руководит «Вятавтодором». Помочь с решением проблем при такой кадровой чехарде мог бы и.о. министра транспорта Кировской области Сергей Мошногорский, однако и он, судя по всему, не понимал, что происходит. Впрочем, чиновник продержался на должности всего полгода – в мае Мошногорский освободил кресло для нынешнего и.о. министра транспорта Михаила Поршнева.Возможно, вопросов к «Агентству развития перспективных технологий» и «Вятавтодору» было бы меньше, будь качество дорожных работ высоким. Однако городские чиновники не раз грозились расторгнуть контракт с московским подрядчиком из-за затягивания сроков ремонта и низкого качества покрытия. Возмущало власти и отношение «АРПТ» к группе контроля: во время одной из проверок членам депутатской комиссии было предложено «поскорее убраться» с территории, на которой идет ремонт. - Претензий к «АРПТ» у общественников хватает, впрочем, как и к еще нескольким подрядчикам, – рассказал «ФедералПресс» руководитель группы общественного контроля за ремонтом дорог, член штаба ОНФ Константин Ситчихин. – На первом этапе нас совсем не устраивало качество работ этого подрядчика на социально важном участке – дороге Киров-Русское. Наверное, не совсем правильно здесь применять фразу «все приходит с опытом», но с дорогой на Русское все получилось именно так. После нескольких проверок «АРТП» начало работать качественнее. Сложно сказать, почему «Вятавтодор» сам не стал участвовать в аукционе по этому участку. Возможно, у руководства не хватило воли, возможно, дело в частой смене директоров. Но конкурентная среда должна быть: на одном из аукционов стоимость лота упала на 75 миллионов рублей – на эти деньги в Кирове отремонтируют дополнительные дороги.

«Это какие-то удивительные вещи». Что не так с распределением «дорожного миллиарда» в Кировской области
© РИА "ФедералПресс"