Войти в почту

Автобусные гонки, или Накал страстей на полигоне Мосгортранса

Страсти кипели, а резина свистела — финал конкурса «Московские мастера» среди водителей автобуса был достоин «Формулы-1». Резкие развороты, большая скорость и филигранная точность. И все это на огромных ЛиАЗах. А еще зрителей ждали показательные выступления: трюки на квадроциклах и мотоциклах, «танцы» автобусов и езда в автомобиле на двух колесах в исполнении инспекторов Госавтоинспекции. Круги, змейки и не только В финал конкурса вышли 36 водителей, которые стали лучшими в отборочных турах. Это представители автобусных филиалов Мосгортранса и двух частных компаний-перевозчиков. Ровно половина участников — представительницы прекрасного пола. Финалисты по очереди выполняли девять фигур вождения, причем всю трассу необходимо было проходить не дольше семи с половиной минут. Начинают водители со стартовой линии, первое задание — параллельная парковка. То есть боковой заезд задним ходом. Попасть нужно в границы, начерченные на площадке, кроме того, по контуру стоят стойки с флажками, которые нельзя задевать. Многие участники назвали самым трудным именно это задание. Судья этапа Владимир Стародубов объяснил почему: «Здесь у нас боковой заезд и три стороны ограничены стойками, поэтому сложно. Заехать с первого раза непрерывным движением невозможно по конструктивным причинам: автобус длинный, а пространство узкое. Если водители задевают стойки, начисляем штрафные баллы: за боковые — по 20, за передние — по 50». Первая фигура занимает больше всего времени. Дальше все динамичнее. Второе задание — заезд в бокс задним ходом. Третье — имитация подъезда к остановке — тут надо остановиться ровно по линии и так, чтобы средняя дверь оказалась напротив стойки с флажком, которая выступает в роли пассажира. Потом эстафета: не останавливаясь, через форточку, надо взять кольцо с одной стойки и также на ходу повесить его на другую. Еще среди заданий змейка, проезд узких тоннельных ворот, а также колеи. Отдельно стоит отметить этап «Круг». Стойки здесь установлены двумя кольцами, они образуют внутренний и внешний контур. Проехать надо между ними, не задевая. Сначала — передним ходом, затем — задним. И вот наконец финиш. Но и тут нельзя расслабляться: остановиться необходимо четко по линии, иначе получишь штрафные баллы. Интересно, что все участники опережали контрольное время. В среднем финалисты успевали справиться за четыре-пять минут. Конкурсанты старались не только за наименьшее время выполнять задания, но и максимально быстро переезжать от одного этапа к другому. А это значит, им приходилось резко разворачиваться и газовать даже на коротких участках. В общем, зрелище захватывает! Ближе к участникам «В повседневной работе умение все это делать очень помогает. Если ты хорошо выполняешь фигуры, ты лучше чувствуешь машину, лучше подъезжаешь к остановке, паркуешься, маневрируешь на дороге», — уверена финалистка Ольга Полякова. Все задания были известны заранее, поэтому у участников была возможность подготовиться на площадках в своих филиалах. Ольга рассказала, что тренировалась перед финалом полторы недели. «Конкурс дает возможности для развития и продвижения в профессиональном плане. Если я займу призовое место, смогу повысить разряд, а это повышение заработной платы. И конечно, это престижно, все будут говорить: “Наша конкурсантка идет!” Приятно же», — поделилась финалистка. В разговоре выяснилось, что она успела поработать водителем троллейбуса, потом переучилась на водителя автобуса, после этого трудилась в различных организациях, была большим начальником, но поняла, что ее призвание — все же водить автобус. Больше всего Ольга любит ритм своей профессии. «Нравится каждый день проходить этот квест: забрать пассажиров на остановке и довезти их до пункта назначения максимально хорошо. А еще я просто обожаю дорожную обстановку Москвы, ритм движения большого города», — призналась участница. Она рассказала, что иногда профессия сводит людей. Например, на прошлогоднем конкурсе «Московские мастера» ее коллега познакомился с финалисткой из другого филиала. Недавно они сыграли свадьбу. А самой Ольге работа тоже подкинула спутника жизни. Как-то в салоне автобуса забыли маленького котенка. Водитель нашла его и забрала домой. Ольга Полякова рассказала, как ей удается справляться с активным движением мегаполиса: «Я профессионал, если кто-то мне мешает на дороге — сама объеду. Бывает, молодые мальчики видят девушку за рулем автобуса и начинают выделываться. Но я это сразу замечаю и просто предугадываю их следующее движение, заранее притормаживаю». Другой участник — Роман Галимов — водит автобус уже 13 лет. Он тоже давно научился предугадывать поведение других участников дорожного движения, пропускать их и быть немножко психологом. «Больше всего привлекает рабочая атмосфера. Она тяжелая, все время держит тебя в напряжении, но это и нравится. Автобус водить сложнее, чем машину, из-за габаритов. Я работаю на “гармошке”, это еще труднее. Но со временем привыкаешь», — рассказал Роман. Подсчет очков и фееричные выступления Когда все финалисты прошли трассу, судьи удалились для подсчета очков. «Мы используем программное обеспечение, написанное специально для этого конкурса. Финал состоит из двух частей: сначала была теория — ПДД, а сегодня практика — скоростное маневрирование. Очки за теорию уже подсчитаны. К ним приплюсуем сегодняшние результаты. На трассе у нас девять фигур. Каждая обозначена стойками, и для каждой предусмотрено определенное судейство. Например, сбитая стойка дает от 20 до 100 штрафных баллов», — рассказал главный судья Станислав Измайлов. У судей на заданиях были ведомости для каждого участника. В них вписывали штрафные очки и время прохождения трассы. Данные вводят в программу, и она подсчитывает результат. «То есть результат складывается из времени участника и количества штрафных очков. Например, если конкурсант прошел всю трассу за 300 секунд и при этом сбил одну стойку на 20 штрафных баллов, то его время будет 320 секунд», — пояснил главный судья. Он также рассказал, что без замечаний с трассой не справился никто, лучший результат — это 20 штрафных баллов. «Сказывается банальное волнение. Ведь все участники — профессионалы самого высокого уровня, это лучшие из 12 тысяч московских водителей. Но из-за нервов и они допускают ошибки», — подытожил Станислав Измайлов. Ну а пока баллы подсчитывали, для зрителей устроили настоящее шоу. Сначала всех поразило показательное выступление на ЛиАЗах. Восемь автобусов буквально танцевали на площадке: делали синхронно разные фигуры и проезжали друг мимо друга на минимальном расстоянии. Движения выверены до сантиметра. Также выступили экстремалы стантрайдинга: трюкачи на квадроцикле и мотоцикле не просто ставили своих железных коней на задние колеса, но и делали в это время акробатические трюки. Но, пожалуй, самым эффектным было шоу группы «Каскад», состоящей из сотрудников столичной Госавтоинспекции. Зрители увидели красивые фигуры и синхронные трюки в исполнении мотоциклистов. А машины делали змейку на скорости. Но не между кеглями, а между людьми! Гвоздем программы была проездка на двух колесах. Мастер Итак, результаты подсчитаны. Первое место в индивидуальном зачете занял Алексей Седов, водитель филиала «Северо-Восточный». Он водит автобус № 696, который ходит от железнодорожной платформы Лось мимо метро «Бабушкинская» до Заревого проезда. Теперь ему достанется слава и почет, звание «Московский мастер», а также приз 100 тысяч рублей. «В профессии я уже 17 лет и все это время работал в Москве. Когда начинал, машин было намного меньше, соответственно, и пробок тоже. Сейчас стало сложнее. Подстроиться под дороги мегаполиса помогает большой опыт», — рассказал победитель. В конкурсе Алексей решил участвовать, чтобы проверить свои силы. И это он делает не в первый раз. Раньше водитель уже выходил в финал и занимал призовые места. Но победителем стал впервые. «Трасса сегодня была непростая. Наверное, самым сложным заданием был круг задним ходом. Ограничительные стойки расположены близко друг к другу, чтобы сделать это упражнение без замечаний, нужна ювелирная точность. Я очень рад победе, но, конечно, устал от нервного напряжения», — поделился новоиспеченный «Московский мастер». Вместе с Ольгой Поляковой Алексей Седов также занял второе место в командном зачете. Результаты конкурса «Московские мастера» Личный зачет среди водителей автобуса: — I место — Алексей Седов (филиал «Северо-Восточный»), маршрут № 696; — II место — Кирилл Разумов (филиал «Западный»), маршруты № 800, 210, 930; — III место — Владимир Никуленко (филиал «Центральный»), маршруты М2, Б. Командное первенство: — I место — филиал «Западный»; — II место — филиал «Северо-Восточный»; — III место — филиал «Восточный». Конкурс профессионалов Ежегодно за победу в конкурсе «Московские мастера» борются повара, пожарные, парикмахеры, монтажники, воспитатели, медсестры и другие специалисты. В этом году в соревнованиях участвуют представители 40 профессий в основной группе и 15 — в отраслевой. Главная цель конкурса — поддержать интерес к рабочим профессиям и повысить их престиж. «Московских мастеров» организовали еще в 1998 году. За почти 20-летнюю историю конкурса в нем поучаствовали более миллиона специалистов. Весной парк ГУП «Мосгортранс» пополнили 494 современных низкопольных автобуса. Они оснащены двигателями «Евро-5», системами видеонаблюдения и климат-контроля, спутниковой навигацией и электронными табло для информирования пассажиров. Новые автобусы отвечают всем требованиям безопасности, надежности и экологичности.

Автобусные гонки, или Накал страстей на полигоне Мосгортранса
© Mos.ru