В чем сила, брат?

Сейчас интернет, блогеры, биткоины. Ведь всего лишь 20 лет назад кино в России смотрели на видеокассетах. Так летом 1997 года и ушел в народ фильм «Брат» Алексея Балабанова. Он был сделан, что называется, из «подножного корма». То есть из реальности. И сегодня это настоящая энциклопедия 1990-х. Корреспондент «МИР 24» Александр Бережной посмотрел картину вместе с журналистом Евгением Вышенковым. Балабанов снимал максимально честно да и денег в стране не было на создание иллюзий. Евгений Вышенков сыграл бандита в другом известном фильме. Сейчас он - журналист, раньше - опер уголовного розыска, а еще раньше - профессиональный спортсмен. Именно поэтому был хорошо знаком с братвой, ведь она состояла в основном из спортсменов, в том числе его друзей. У каждого метро в 1990-х стояли лотки и коробки, а на них ширпотреб - от фломастеров до нижнего белья. «Она была капитаном милиции, ушел муж, остался ребенок. Она писала уголовные дела, а потом стояла у метро и продавала лифчики, потому что зарплату не платили», - говорит журналист Евгений Вышенков. Бандит, он же «крыша», был альтернативой представителям власти. Платили братве от 10 до 30% выручки. Отказ приводил к плачевным последствиям. Иногда прямо на кладбище. О том, что кладбища в 1990-е годы были востребованы, говорят, например, скульптуры без голов. Братва приходила сюда проверять оружие - стреляла по монументам. Справа от входа на лютеранское кладбище - мастерская. В 1990-е сюда на дорогих машинах приезжали парни, чаще не старше 25 лет, и заказывали себе надгробия с открытой датой. Это было не «показухой», а простым расчетом. Жить они собирались ярко, но недолго. Одно из громких убийств - известного нефтяного магната Павла Капыша - произошло на Университетской набережной. «Капыш на бронированном авто ехал, и из гранатомета попали не просто, а между дверей. На этом Капыш и авто закончили свое существование, а ребята садятся на катер и уходят», - говорит Евгений Вышенков. Функцию профессиональных киллеров взяли на себя ветераны афганской войны и спецназовцы, которые влились в преступное движение. Они же занимались взрывчаткой, потому что братве надоели неудачные эксперименты. Главным средством коммуникации были «стрелки» - так называли любые встречи, конфликтные или мирные. Типичный петербургский двор. В нем восемь выходов. Заезжая, можно легко проверить, есть ли слежка. Тут удобно было обсуждать спорные вопросы. «Сюда брали оружие. И даже если уголовный розыск знал, то шансов окружить, блокировать не было. Если бы мне поставили такую задачу, я попросил бы минимум роту внутренних войск», - говорит Евгений Вышенков. Местные жители выглядывали из окон, но сильно не удивлялись, и вызывать милицию мыслей не было: братва сама разберется. Главный герой фильма и того времени - Данила Багров. Почему или для чего Балабанов придумал этого парня? Потому что без него совсем плохо простому человеку. И в этом смысле название «Брат» очень точное. В детстве многие бежали за помощью к брату, если кто-то обидел. «Данила, разберись! Почему? Потому что участковый не может разобраться, потому что муж - пьяница, потому что связей нет и в телефоне нет номеров статусных фигур. И если в этот двор придет Данила и скажет: «кто тебя избил?», и тоже изобьет его, то все скажут: «вот такие богатыри нам нужны», - говорит Евгений Вышенков. Для Евгения Вышенкова 1990-е закончились ровно по календарю, когда в 31 декабря президент Борис Ельцин произнес свою прощальную речь. Фраза «я ухожу» касалась не только президента, но всей эпохи, первых десяти лет современной России. За эти годы хаоса в попытке выжить люди стали другими. А герой, Данила Багров, наш общий брат, ушел вместе с 1990-ми.