Войти в почту

Летчик из России рассказал о патриотизме и «космосе» китайских авиалиний

Игорь Сулим — первоклассный летчик. Карьеру начал в боевой авиации, имел активную жизненную позицию. Именно он в 2011 году первым вскрыл схему систематического вымогательства денежных премий офицеров, которая процветала в его части в Липецке. После этого несколько человек из командования авиацентра были приговорены к различным срокам, а власти устроили проверки (весьма богатые на «улов») и в других частях. История закончилось увольнением главкома ВВС Александра Зелина и увольнением Игоря Сулима из рядов Вооруженных сил. Формально старлей не прошел очередную медкомиссию, но сам он уверен — его выжили лишившиеся дохода командиры за то, что разворошил гигантскую коррупционную пирамиду. В итоге Игорь Сулим стал гражданским летчиком. Поначалу работал в российской компании, а последние несколько лет он трудится на благо китайских авиалиний. Такой поворот в судьбе Игоря Сулима невольно наводит на мысль, что после всех событий он растерял свой патриотизм. «Патриотизм никуда не делся. Я все так же люблю свою страну. Однако, на мой взгляд, профессия пилота подразумевает постоянное совершенствование, работу над собой, достижение новых высот. Останавливаться никогда нельзя, иначе ты теряешь навыки, знания, класс, что неминуемо влияет на безопасность полетов», — пояснил он в интервью газете «Московский комсомолец». С другой стороны, любой человек стремится к более престижной работе и более высокой зарплате, отметил Сулим. Поэтому во время грянувшего в России кризиса пилот задумался о трудоустройстве заграницей. Что России кризис, то Китаю выгода Работники авиационной отрасли не понаслышке знают о проблеме утечки российских пилотов в зарубежные, преимущественно азиатские компании. Как писал «Ридус», за последние несколько лет страна потеряла таким образом около 300 гражданских летчиков. По словам Игоря Сулима, отправной точкой для этих событий стал кризис и экономическая катастрофа компании «Трансаэро», после которой десятки первоклассных пилотов оказались буквально выброшены на улицу. На самом деле, когда рухнула вторая по величине и, может быть, лучшая в стране авиакомпания, никто о судьбе людей и их семей не думал. Устроились единицы, остальные были вынуждены скитаться по офисам в надежде получить хоть какую-то работу, признает Игорь Сулим. Видя возросший спрос на работу, «эффективные менеджеры» в авиации «опустили зарплаты пилотов до уровня московских таксистов». В Китае тем временем рынок авиаперевозок стремительно развивался. Потихоньку бывшие пилоты «Трансаэро» потянулись заграницу, стали делиться впечатлениями — и за ними пошли другие. Из-за того, что «первопроходцами» на китайском рынке были одни из лучших специалистов России, внимание китайцев им было обеспечено. С тех пор русские пилоты в Китае высоко ценятся, не без гордости подчеркивает Сулим. «Если наши чиновники готовы выбрасывать „на помойку“ молодых, здоровых и трудоспособных летчиков, то китайцы себе этого позволить не могут», — добавляет пилот. Затяжной кризис в российской авиационной отрасли оказался большим подспорьем для Китая. Потому что помимо прекрасных специалистов, прошедших одну из лучших авиационных школ, они практически бесплатно получают и «тренеров» для местных пилотов. «Мы не только летаем, мы учим китайских вторых пилотов, передаем им свои навыки, знания, ежедневно они совершенствуются и растут. Да, авиакомпании Китая с нашей помощью зарабатывают довольно неплохие деньги, но они в том числе получают колоссальный опыт работы с иностранцами», — рассказывает россиянин. Для России в этой ситуации плюсом является только факт, что все ее «сыны неба», отправляясь работать за рубеж, проходят отличную практику на современной технике, изучают иностранные языки и перенимают опыт иностранных авиакомпаний, благодаря чему становятся пилотами экстра-класса. Однако реальная выгода от этого будет только в том случае, если в конце концов все эти пилоты вернутся на работу в России. На «Боинге» — в космос Сравнивая отечественную и китайскую авиационные отрасли, Игорь Сулим делает неутешительный вывод: «Сравнивать обеспечение полетов в Китае и России, думаю, нет смысла. По сравнению с нами они в космосе!» Разница есть во всем, перечисляет он, начиная от состояния самолетов и заканчивая отношением к безопасности и организации отдыха летного состава. В пример он приводит железное правило китайских авиалиний: если время отдыха летчика было меньше нормативного хотя бы на 10 минут, то его следующий полет отменяется. В случае нарушения этой установки компании грозят штрафы в десятки и сотни тысяч долларов. Российские реалии другие: здесь перевозчик заинтересован в том, чтобы полет состоялся во что бы то ни стало. В итоге пилотов буквально просят нарушить режим — некоторые соглашаются (иногда не совсем добровольно), некоторые отказываются, рискуя карьерой. «Но это встречается повсеместно», — констатирует Игорь Сулим. Мертвая петля на шее российской авиации В рассказах российского летчика китайский комфорт и безупречность становятся существенным противовесом отечественному «театру абсурда», творящемуся в авиационной отрасли. По его словам, бюрократы, прикрываясь благими намерениями, практически уничтожили авиацию ДОСААФ и малую авиацию, ликвидировали большинство учебных центров, и к тому же постоянно «душат» энтузиастов, которые пытаются своими силами спасти российскую авиацию от неминуемого крушения. Почему они не хотят помочь, почему с маниакальным усердием уничтожается все, что создается энтузиастами, патриотами авиации России, посвятившими свою жизнь служению Родине и воспитанию будущих поколений? Лично для меня этот вопрос остается открытым, возмущен Игорь Сулим. В пример он приводит частный центр подготовки пилотов «ЧелАвиа», который Росавиация уже год как пытается закрыть. Организация имеет лицензию Министерства образования и науки, мощную материальную базу и прекрасный преподавательский состав, подчеркивает Сулим. При этом стоимость подготовки в ней в шесть раз меньше, чем в некоторых государственных учебных заведениях, а уровень подготовки — на порядок выше. «Думаю, пора остановить ту вакханалию, которая сегодня творится в российской авиации. Мы готовы помогать своей стране, работать на ее благо, но при этом мы хотим оставаться свободными гражданами, наделенными правом выбора», — резюмирует пилот в конце интервью. По его словам, среди россиян есть огромное число энтузиастов и патриотов авиации, которые готовы создавать летные школы, строить аэродромы, развивать отрасль. И единственное, чего они хотят от авиачиновников — чтобы те им хотя бы не мешали, если уж не способны к открытому диалогу и содействию.