Войти в почту

Запертые внутри собственного мозга: кто такие гении, и как научиться пользоваться своим мозгом

Мышление гения отличается от мышления обыкновенного человека тем, что гений использует больше возможностей своего мозга и делает это особым образом. Ведь наш мозг – это оркестр, возможно, даже джазовый, умеющий бесконечно импровизировать. Но большинство из нас пользуется им как балалайкой. О том, что такое гениальность и как научиться пользоваться возможностями собственного мозга, и будет данная статья. Кто такие гении? «Все мы гении. Но если вы будете судить рыбу по ее способности взбираться на дерево, она проживет всю жизнь, считая себя дурой», – говорил Эйнштейн. И это действительно так. Гениален не тот, кто окончил школу с золотой медалью или сдал ЕГЭ на 100 баллов, то есть выполнил то, что требовало от него окружение. Гениальность не подсчитать тестом IQ. Не являются признаками сверхспособностей ума также эрудированность и начитанность. Потому что обучаться и анализировать полученный опыт может каждый человек, который обладает трудолюбием и хорошей памятью. Помните слова Пушкина о том, что «талант – это способность трудиться»? Гений отличается от таланта тем, что обладает возможностью находить нетривиальные решения задач, открывать нечто новое, не изведанное никем ранее. Вот почему отличникам, болезненно стремящимся знать все предметы на «5», так сложно порой перепрыгнуть через кипу прочитанных книг и взглянуть на действительность свежим, живым взглядом. Многие ученые любят шутить насчет того, что если бы Пушкину сегодня дали решить ЕГЭ по русскому языку или литературе, то наверняка результаты оказались бы не самыми лучшими. А ведь он является реформатором нашего языка. И подобных примеров в мире тысячи. Так, Энди Уорхол — культовая личность в искусстве кино и поп-арта — является обладателем очень низкого IQ, равного 60. В системе оценки данного теста люди с IQ ниже 70 считаются умственно отсталыми. IQ выше 140 является признаком гениальности. Стивен Хокинг, известный своими прогрессивными идеями в области теоретической физики и многими другими работами, объясняющими законы Вселенной, обладает коэффициентом интеллекта в 160 баллов. В то время как IQ американского телевизионного продюсера Рика Роснера равен 192. Странные показатели, не правда ли? Чем такое можно объяснить? Действительно, о гениальности и способностях интеллекта науке сегодня пока известно не так уж и много. Что уж тут говорить, если человек до сих пор в полной мере не изучил интеллект «братьев своих меньших», который зачастую приближен к интеллекту приматов, то есть нашему. Так, причудливый и умный осьминог может поразить любое воображение: он способен протиснуться в трехсантиметровую щель, открыть крышку с банки и замаскироваться как хамелеон. Хитрость – признак интеллекта. Только представьте, что в каждой ноге-щупальце этого моллюска расположен мозг! Получается, что осьминог – обладатель восьми мозгов. Как он с ними управляется? Вот уж кошмар для исследователей! Гениально ли это? С точки зрения работы создательницы-природы, несомненно, да. Список можно продолжать дельфинами, слонами, птицами. У последних в речи учеными зафиксированы слоги и даже диалекты. Говорят, слабая система никогда не познает систему более сложную. Но кто мы из этих двух систем? Наверняка многие из вас смотрели фильм «Человек дождя», где главный герой мог одним взглядом сосчитать количество рассыпавшихся по полу спичек или с точностью вспомнить, что он делал в этот день год назад. Несомненно, кто-то изъявил бы желание назвать данные способности гениальными. И поспешил бы. Так как ученые объясняют этот феномен банальным сбоем работы нейронной сети. Да, эти люди способны успешно сдать тест на IQ и, в принципе, любой другой экзамен. Просто потому, что они все помнят, сами того особо не желая. Но сделать какое-либо открытие, перевернувшее систему, они не способны. Вот так и получается, что гениален не тот, кто хорошо запоминает или читает до потери памяти книги день и ночь, а тот, кто способен видеть новое в привычном (яблоко Ньютона), слышать свой «внутренний голос» (таблица Менделеева) и чувствовать свободу в своих мыслях и действиях (новаторские картины Врубеля). Простите за лиризм и метафоричность, но это действительно так. Мы заперты внутри собственного мозга: как он нам разрешает, так мы и видим Это утверждение принадлежит известной российской ученой Татьяне Черниговской. Дело в том, что наш хитрый мозг знает больше, чем мы ведаем, и своей информацией он делится тогда, когда сам посчитает нужным. Помните свои внезапные вспышки прозрения, когда вам хотелось вскрикнуть «эврика»? Но почему гениям их мозг позволяет увидеть больше, а другим людям – нет? На какую кнопку необходимо нажать, чтобы стены нашего замкнутого мира наконец-то раздвинулись? Ответ кроется в способности гениев слышать свой «внутренний» голос, то есть пользоваться своим бессознательным. Анна Ахматова часто писала о том, как ей чудятся пленные голоса стихов, а затем «просто продиктованные строчки ложатся в белоснежную тетрадь». Открыть дверь в себя, научившись пользоваться интуицией, и есть цель человека, стремящегося расширить свои горизонты. Как уже объяснялось ранее, интуиция – это не магические вспышки прозрения, которые настигают человека внезапно, это видимый результат долгой, кропотливой, бессознательной работы мозга, который в определенный момент просто разрешает человеку воспользоваться своими наработками. Получается, в нашей голове уже хранится нужная нам информация, о которой наше сознание не в курсе. Как же открыть этот тайный ларец? А ларчик просто открывался На самом деле не так уж и просто. Но и ничего сверхъестественного тоже здесь нет. Посмотрите, как возникали гениальные идеи, и вы увидите, что на самом деле нужно просто расслабиться. Архимед открыл принцип выталкивающей силы, равной весу жидкости в объеме тела, лежа в ванной. Галилей пришел к идее изобретения маятника времени, когда сидел в церкви. А образ структуры атома возник в голове Нильса Бора, когда тот был на ипподроме. Совет расслабиться, чтобы получить доступ к своим гениальным идеям, звучит просто. Но как добиться эффективного расслабления? Сегодня мы пришли к тому, что многие сферы нашей жизни объединяются, дополняя друг друга, для решения какой-то общей важной задачи. Так, например, всего около 8 лет назад ведущие западные специалисты нейробиологии решили провести совместные исследования с выдающимся мастером тибетской медитации Йонге Ринпоче. В ходе исследований было выявлено, какие процессы происходят в головном мозге во время тех или иных жизненных реакций, и как медитация может помочь изменить и раскрыть наше сознание. Подробно данные исследования описаны в книге «Будда, мозг и нейрофизиология счастья». Также в книге приводятся примеры эффективных медитаций. Самый известный и действенный практический метод по развитию интуиции принадлежит на сегодняшний день Хозе Сильве. Он был уверен в том, что «выпадение счастливых случаев» в жизни происходит не просто так, а благодаря нашей интуиции. Мы интуитивно понимаем, куда нам нужно пойти, с кем познакомиться, что сказать. Будучи радиомехаником, Сильва знал, что при уменьшении сопротивления в сети поток в электрической сети увеличится. Это всем известный Закон Ома. Используя эту теорию как отправную точку, Сильва заинтересовался, что случится, если замедлить частоту колебаний человеческого мозга? Приведет ли это к более эффективному восприятию информации? И откроет ли доступ к ранее не доступному источнику творчества и интуиции? Ответ оказался положительным. Опираясь на теорию уменьшения сопротивления, Сильва провел ряд исследований и экспериментов со своими детьми. Он обучал их функционировать на уровнях работы мозга альфа и тета, в результате чего ему удалось значительно повысить успеваемость своих детей в школе и раскрыть интуитивные способности. Вспомним таблицу из прошлой статьи. На уровнях альфа и тета активно начинает работать та часть мозга, которая днем, когда мы бодрствуем, молчит. Именно в этом состоянии человек слышит свою интуицию. Результаты опытов вдохновили Хозе на дальнейшую работу и инновации. Известными последователями метода Сильвы являются Маргарет Тэтчер, Ричард Бах, Клив Бакстер и многие другие выдающиеся люди. Найти свой океан Получается, что научиться пользоваться возможностями своего мозга способен каждый. Главное – вовремя понять, кто мы есть на самом деле, и перестать быть той «эйнштейновской» рыбой, которая тщетно взбирается на дерево, а преобразиться в такую рыбу, которая в скором времени найдет свою реку, а лучше океан. Читайте первую часть текстов о секретах человеческого мозга — «Мозг – это орган, которым мы думаем, будто мы думаем»