Войти в почту

«Алло, скорая слушает». 600 вызовов в сутки принимает служба в Ярославле

Поступил вызов: ребёнок отравился таблетками. На сборы медикам даётся несколько минут, иначе не успеют. В этом деле важно всё: расстояние, маршрут, пробки. Это должна учитывать, отправляя бригаду на вызов, старший диспетчер смены № 3 Валентина Полешкина, которая работает на станции уже более 30 лет. Оперативная жилка Елена Кулькова, «АиФ-Ярославль»: Валентина Михайловна, диспетчера станции скорой помощи всегда находятся в тени. Но именно от вашей оперативности и опытности зависят жизни пациентов. Почему вы выбрали столь ответственную работу? Валентина Полешкина: Впервые переступила порог станции скорой помощи Ярославля 14 апреля 1973 года. Работала и на специализированных бригадах, например, бригаде интенсивной терапии, и на кардиологической. Когда не хватало диспетчеров, стала их подменять. В 1986 году главврач подстанции разглядела во мне ту оперативную жилку, которая необходима в работе диспетчера. С её легкой руки я и работаю старшим диспетчером смены уже столько лет. - В чём сложность профессии? Трудно ли психологически работать с людьми, которые в панике могут забыть свой адрес, дату рождения и даже имя? - Может это громко сказано, но в профессии, которую любишь, нет сложностей. Нужно просто делать своё дело. Случайных людей в нашей профессии нет. Здесь работают по 20, 30 и 40 лет. Есть у нас настоящая легенда подстанции, человек с трудовым стажем больше полувека, это доктор кардиологической бригады Борис Романов. Чтобы работать у нас требуется не только профильное медицинское образование, но и особая психологическая подготовка. Ведь звонят к нам самые разные люди - всех возрастов и статусов. Но чаще всего помощь требуется пожилым и детям. Вызовы тоже разные, начиная от головной боли и заканчивая инсультами и инфарктами. Сегодня люди чаще жалуются на повышение артериального давления. В сезон эпидемий на подстанцию подступает 900 звонков ежесуточно. В таких ситуациях очень выручает система мониторинга за машинами. Диспетчера видят все бригады и распределяют их так, чтобы в первую очередь они попали к тем пациентам, которые находятся между жизнью и смертью. Шли бы вы в поликлинику - С какими проблемами вы сталкиваетесь в работе? - Наверное, это не будет новостью, если я скажу, что многие обращаются за нашей помощью только потому, что так проще и быстрее. Но в этом случае все понимают, что если скорую помощь вызывают по пустякам, то бригад на всех не хватит. При таком раскладе мы сможем просто не успеть на экстренный вызов. Обслуживание на дому - это задача поликлиники. Врач «скорой» не должен ехать к пациенту, у которого «прихватило спину» или «не гнётся коленка». Ни в одной стране мира человек не может позволить себе вызывать «скорую» без достаточного для этого повода. Наша служба - оперативная. У нас разработан и действует чёткий алгоритм вызова. Кстати, абсолютно все переговоры в диспетчерской записываются, поэтому мы всегда можем определить, когда, кто звонил и с какой проблемой. - Вопрос, который интересует многих ярославцев: возможно ли при госпитализации по «скорой» выбрать то или иное медучреждение по желанию пациента? - Когда мы говорим о скорой помощи, то речь всегда идёт об экстренной госпитализации. Поэтому здесь сохраняется приоритет ближайшей больницы. Это правило соответствует всем нормам оказания скорой помощи. - Насколько часто пациенты отказываются от госпитализации? - Как ни странно, но таких пациентов у нас немало. При этом люди отказываются ехать в больницу, имея абсолютные показания для госпитализации. Безусловно, отказ - это право пациента, но если ситуация экстренная, мы стараемся убедить человека в необходимости стационарной помощи. Более чем в 80 процентах случаев нам это удаётся. - Сегодня сотрудники «скорой» оснащены электронными кардиоджетами, позволяющими прямо на месте проводить пациенту все необходимые исследования. Что ещё нового появилось в работе вашей службы? - Если когда-то у нас на станции было всего несколько электрокардиографов, то сейчас у каждой бригады есть аппарат ЭКГ и кардиоджеты, которые снимают показания ЭКГ и передают информацию в кардиологическую клинику. Там происходит расшифровка данных. Мне памятны ещё те времена, когда многое в нашей службе было по-другому. Не хуже, и не лучше, а именно – по- другому. Хотя люди в нашем деле не меняются, всегда были и остаются альтруистами. В связи с этим вспоминается один случай из 70-х годов, когда детская бригада выехала к умирающему ребёнку. Разумеется, тогда не было такой аппаратуры, как сейчас. Поэтому выяснить вне больницы, почему малыш постоянно теряет сознание, было невозможно. В дороге доктор Татьяна Шанирова несколько раз делала ребёнку искусственное дыхание рот в рот. Привезли малыша живым. Позже доктор узнала, что у ребёнка вирусный менингит и она сама могла заразиться. По счастью, всё обошлось. Сегодня на станции модернизирован автопарк, машины оборудованы всей необходимой медицинской аппаратурой, лекарственными средствами для оказания скорой медицинской помощи. В диспетчерской полная компьютеризация, запущена система ГЛОНАСС. Все бригады «скорой» оснащены мобильными комплектами, которые выполняют функции мини-компьютеров, позволяющими в автоматизированном режиме принимать вызовы и сразу заполнять медицинскую карту пациента в электронном виде. Кроме этого, все наши бригады в свете последних событий, связанных с нападением на докторов, имеют тревожные кнопки. Эти устройства дают возможность связаться со старшим врачом смены при возникновении чрезвычайной ситуации. Во всём виноват врач? - Почему, на ваш взгляд, сегодня столько агрессии вымещается в адрес врачей? - Это происходит потому, что на протяжении долгого времени врачей ругали, было много негативной информации о медиках, и в головах людей эта информация «оседает». Им кажется, что доктора их неправильно лечат, дают не те лекарства. Объяснить неадекватное состояние пациентов можно и реакцией на стресс, на личное горе. Например, родственники вызвали скорую помощь тогда, когда помочь близкому человеку уже невозможно. И ответственность за эту страшную беду люди стараются переложить на врачей. Опять же «скорая» приезжает на последствия драк, семейных конфликтов и бытовых ссор, и попадают, как говорится, под горячую руку. Очень усугубило ситуацию закрытие вытрезвителей. Где слабой женщине-фельдшеру справиться со здоровым, пьяным мужиком? Помочь могут только законодательные меры, о которых говорится давно, но реально пока ничего не сделано. Тем не менее из «скорой» никто не увольняется, поскольку люди изначально знают, куда и на что идут. - А пациенты как-то выражают благодарность за ваш труд? - Наша служба бесплатна. От больных хватает банального спасибо и уважительного отношения. Люди все разные. Бывает, попадаются грубияны. Но есть и те, кто после лечения в стационаре приходят на станцию и целуют своим спасителям руки.

«Алло, скорая слушает». 600 вызовов в сутки принимает служба в Ярославле
© АиФ