Войти в почту

5 минут о религиозном мышлении

Всем привет, я Маша Осетрова, и сегодня я немного расскажу вам о том, во что люди верят. Как известно, религия, а точнее, ее разнообразие, — неиссякаемый источник конфликтов разного масштаба: от дружеских упражнений в риторике о вооруженных столкновений на уровне государств. Однако в пылу спора мало кто доходит до действительно важного вопроса: почему люди в принципе склонны верить в сверхъестественное? Французский антнрополог Паскаль Буайе, автор книги «Объясняя религию», считает, что, прежде, чем перейти к таким сложным вопросам касательно религии как «зачем» и «почему», стоит как следует разобраться в том, во что, собственно, люди верят. «Да во что только не верят!» - возразите вы, и будете не вполне правы. Несмотря на многообразие различных верований, их объединяет ряд общих признаков. И, как оказывается, далеко не любой рассказ о сверхъестественных сущностях или событиях может стать элементом религиозной доктрины. Все они проходят жесткий отбор, и то, какие мифы в конечном счете приживутся, а какие быстро забудутся, определяется устройством человеческой психики. По мнению психологов и антропологов, в ходе естественного отбора у нас сформировался определенный тип сознания, позволяющий усваивать и передавать лишь религиозные понятия определенного типа. Причем речь в данном случае идет не об особых свойствах мозга религиозного человека, а о принципиальном устройстве психики всех здоровых людей. Хотя наличие нормального человеческого мозга еще не означает «встроенности» в него определенных религиозных убеждений, оно является необходимым условием того, что человек имеет возможность обратиться к религии вообще. Таким образом, каждый из нас в той или иной степени может интуитивно предсказать, каковы перспективы определенного утверждения в плане религиозности. Вы наверняка согласитесь, что едва ли в основу какого-либо верования может лечь представление о том, что «Мертвые не разговаривают и не ходят». В то же время религиозный потенциал других убеждений легко угадать, даже если вы слышите его впервые. К примеру, идея о том, что «определенная гора ест и переваривает пищу, а окрестные племена приносят ей жертвы», звучит вполне жизнеспособно в этом плане. На первый взгляд может показаться, что утверждению достаточно быть необычным, чтобы со временем закрепиться. Однако и этого оказывается недостаточно. Вряд ли кого-то впечатлит «единый и всемогущий бог, который существует только по средАм». Секрет успеха религиозной концепции лежит опять-таки в особенностях человеческой психики. Когда наше сознание получает в обработку какое-либо новое понятия, прежде всего оно пытается приспособить к одному из уже имеющихся у него шаблонов. Так, впервые увидев моржа, ваш мозг обращается к шаблону или онтологической категории ЖИВОТНОЕ, и, имея представление о животных в принципе, заполняет соответствующие поля: где живет морж, чем питается, как размножается и так далее. Оказывается, что для закрепления религиозной концепции необходимо, с одной стороны, быть достаточно необычной, нарушая определенные предположения в рамках онтологической категории, но в то же время достаточно простой, сохраняя все остальные предположения. По подобному базису из простых онтологических категорий можно «разложить» наиболее популярные религиозные концепции на составляющие. Так, призрак и зомби будут вполне соответствовать шаблону ЧЕЛОВЕК, и в первом случае особенностью будет отсутствие материального тела, а во втором — отсутствие когнитивных способностей. Общий процесс, в котором мы комбинируем ограниченное противоречие и сохраняющийся остаток умозаключений о понятии называется рассуждением по умолчанию. Чтобы проиллюстрировать, как это работает, Паскаль Буайе приводит следующий пример: Представьте, что во время обеда перед вами материализовался призрак. От неожиданности вы роняете ложку в суп. Тем временем ваш мозг строит ряд умозаключений: вы предполагаете, что призрак вас видел и теперь знает, что именно вы едите, и, вероятно, помнит об этом. Поэтому если он вдруг поинтересуется, вкусный ли суп, вы, возможно, испугаетесь, но вряд ли удивитесь. Если же, напротив, он спросит, почему вы никогда не едите суп, это покажется вам странным. И все дело в том, что по умолчанию вы предполагаете у призрака наличие сознания. Таким образом, представления о сверхъестественном, несмотря на всю их странность, вполне укладываются в общие закономерности нашего мышления. Подробнее о том, во что еще, как и почему люди верят, читайте в книге французского антрополога Паскаля Буайе. Кстати говоря, идея о живой горе принадлежит живущему в Андах народу аймара. Чтобы задобрить ее, они раскладывают в определенных ее местах мясо жертвенных животных, в ответ ожидая, что гора наделит их земли плодородием. На этом все, читайте умные книги, ищите смысл жизни, читайте портал «Чердак» и смотрите следующее видео, в котором я расскажу вам про будущее вещей.

5 минут о религиозном мышлении
© Чердак