Войти в почту

В год столетия революции #намнужнорасстаться

В конце марта 2017 г. филолог и богослов из Санкт-Петербурга Юлия Балакшина инициировала флэшмоб #намнужнорасстаться. Акция быстро пошла в народ, ее поддержали в России и за рубежом, наши соотечественники в Италии и во Франции. К несомненным достоинствам проекта нужно отнести его аполитичность и подчеркнутую неагрессивность. Юлия Балакшина доктор филологических наук, может быть поэтому ей удалось соединить твердость позиции с мягкостью формулировки. «Нам надо расстаться» — это не требование, это предложение подумать и только потом принять решение. «Нам надо расстаться?» «Да, нам надо расстаться!» В пространстве акции есть место и для публичных, и для личных размышлений. В самом названии использован оборот, скорее, из семейной жизни, чем из общественно-политической дискуссии. И это очень удачно, если мы хотим быть одним народом, нам надо научиться воспринимать друг друга, как братьев и сестер, для начала хотя бы по одной крови и территории. А поскольку кровь у нас у всех инфицирована «вечно живым» Лениным, то и противостояния не получается, общая проблема. К тому же акцент именно на Надо, а не на Пора. Организаторы и участники акции не настаивают на немедленном захоронении Ленина или срочном демонтаже памятников, вопрос слишком политизирован в связи с «ленинопадом» на Украине. Главное — убрать Ленина из своей головы, а потом он неизбежно исчезнет и с площадей. В данном случае актуальное искусство выступает, скорее, формой общественной рефлексии. Что, конечно, очень актуально в год столетия революции. Сами инициаторы, православные верующие, видят флэшмоб #нампорарасстаться частью Акции национального покаяния. Не остался в стороне и Екатеринбург. Флэшмоб вызвал интерес и поддержку у самых разных горожан. Первыми присоединились серьезные верующие. Это неожиданно. До сих пор православные в нашем городе воспринимались как общественно пассивная аудитория. Видимо, с этой весны это уже не так. Очень быстро благодаря распространению фотографий в соцсетях к флэшмобу стала присоединяться стосковавшаяся по социальной активности молодежь. В ответ на популярность акции верные ленинцы тоже решили освоить актуальное искусство и ударить по общественному сознанию своим флэшмобом. Конечно, это не остановило нарастающую волну фотографий на фоне архитектурной ленинианы. Изгонять насмерть въевшиеся мифы народ решил не только с помощью серьезной общественной дискуссии, но и юмором. Довольно быстро у акции появилось и веселое направление. Все это оказалось настолько заразительно, что сотрудники Музея святости и исповедничества на Урале в ХХ веке из Екатеринбурга не смогли пройти мимо и тоже решили высказаться, обнаружив на главной городской площади сразу двух Кузьмичей. Вот так «опять на гроши» , но уже открыто и смело «творится в тиши Великое дело».