Войти в почту

В ответ на теракты – начать kulturkampf. Василий Колташов о необходимости борьбы с культурой фанатизма

Террористический акт в Санкт-Петербурге унес жизни 14 человек и нанес городской экономике огромный урон. Он показал ограниченность возможностей спецслужб и полиции, а также выявил недостатки культурной политики государства. Настало время все осмыслить и начать kulturkampf — культурную борьбу против фанатизма. Иначе страна может понести еще большие человеческие и материальные потери. Исламский фундаментализм не только возможен в современной России, но и имеет возможности для распространения. Он прекрасно адаптировался к потоку рыночных соблазнов, которые вроде бы должны быть сильнее любых воображаемых соблазнов. Однако находятся люди, имеющие даже российские паспорта, для которых служение дикой средневековой по духу идее является более важным. И фанатики наносят удар не по крупным чиновникам или бизнесменам, а по обычным людям, которые точно ни в чем не виноваты. Не важно, что говорят террористам их наставники — командиры банд боевиков и радикальные муллы. Террористы воспринимают их агрессию в отношении российского обывателя по внутренним причинам. Фото: Игорь Подгорный/РИА Новости Вряд ли они верят, что смогут взрывами в метро и другими актами дикого насилия одержать вверх в большой и довольно развитой стране, тем более нанося удары по обыкновенным гражданам — мужчинам и женщинам, пенсионерам и детям. Однако они определенно ненавидят всех этих людей (нас с вами), а не коммерческие, социальные или государственные структуры. Почему? Из-за свободы в нашей повседневной жизни, которая трактуется как распущенность и «грехопадение». Террористам омерзителен отказ россиян (включая относящих себя к мусульманам) от строгого исполнения обрядов, повсеместных ограничений и суеверий. Их также раздражает всеобщее «поклонение Золотому тельцу», то есть вечное стремление к увеличению своего достатка. Но они не приемлют общества потребления во многом потому, что отделены от него низким достатком. Удовольствий в этой жизни фанатики имеют крайне мало, и не очень понимают, что такое радость. При этом мало кто из современных мусульман-фанатиков осознает взаимосвязь бедности с приверженностью множеству неверно трактуемых религиозных догм и табу. Немаловажно и буквальное принятие религиозных текстов и старинных или выдаваемых за таковые жизненных правил, именуемых «адат». Форма царит над содержанием, которое наставники трактуют так, как им будет выгодно. Фото: Асатур Есаянц/РИА Новости Существует легенда о том, будто бы однажды президент нищего и чрезмерно религиозного Пакистана Асиф Али Зардари спросил у главы Сингапура Ли Куан Ю о причинах успеха его страны. Ли Куан Ю якобы ответил: «Просто мы не считаем, что жизнь начинается после смерти». В одном из своих последних интервью этот политик сказал: «Наша форма ислама не обращается к прошлому». Он подчеркивал, что радикальный ислам не нужен странам, которые ориентируются на развитие, поскольку никто не должен отделяться от других людей. Вывод очевиден и не нов: обособление на почве религиозных табу создает преграду для взаимодействия людей. Сами эти табу вредны для экономики не меньше. Совсем плохо, если радикальный ислам господствует в обществе. Тогда он с особой агрессивностью навязывает мужчинам и женщинам бесполезные правила и вредные установки. Он подавляет личность, блокирует экономическую, да и творческую энергию общества. Он пытается заблокировать ее и теперь, сея хаос и страх на улицах городов России. Однако проблема может быть решена. Устранение любой проблемы начинается с определения ее причин. В нашем случае они делятся на культурно-образовательную и социально-экономическую группы. Российский капитализм несправедлив, он строится на эксплуатации, а его соблазны раздражают тех, кто беден. Путь к достатку не всегда лежит через получение образования и хорошее владение ремеслом. Реклама продвигает потребительские соблазны, а банки предлагают короткий путь к их получению — кредит. Проповедь добросовестного труда ведется в тысячу раз слабее. Между тем, именно такой «протестантский» труд создает богатство народов. Экономика растет за счет производительных усилий людей, рождения и применения идей. Все это должно быть поднято государством на знамена. Фото: Асатур Есаянц/РИА Новости Настало время развернуть фронтальную борьбу со средневековой дикостью. Нужно начать kulturkampf, борьбу за культуру, как первый канцлер объединенной Германии Отто фон Бисмарк. Недостатки общественной жизни необходимо и возможно исправить. Отрицание прогресса и его достижений недопустимо. Потому недопустим фундаментализм, жаждущий разрушить индустриальную городскую экономику вместе с ее недостатками. Их легко объявить пороками, устранить которые якобы возможно только кровавыми средствами диких племен Аравии VI века. Полуграмотные, бедные и происходящие из наиболее культурно отсталой среды люди легко верят в это, а следом они идут на преступления. Следовательно, предметом государственной атаки должны быть предрассудки этой среды. Необходимо обратить внимание на внутреннюю жизнь таких групп населения, что позволяют рекрутировать террористов. И внимание это не может быть чисто полицейский или агентурным. Необходимо изменить саму эту среду, перестроить ее, сломать в ней все реакционные установки, все, что мешает людям в ней принять возможности современного мира. Но для начала необходимо уяснить: от строгого соблюдения обрядов и слепого принятия догм до убийства тех, кто этого не делает, — один шаг. Религиозный фанатик ненавидит окружающих его «порочных людей». Он легко может быть подвигнут на террористический акт. Фото: Игорь Маслов/РИА Новости Современное общество излишне терпимо относится к религиозному фанатизму. Мы оставляем без внимания наступление религиозного фундаментализма, будто бы это может остаться без последствий. Государство не менее наивно верит в силу металлоискателей, агентов, полицейских постов и запретов для некоторых организаций. В культурной же среде фундаментализма никто, кажется, не видит ничего угрожающего. Либералы с особым упоением учат нас: необходимо всеми силами поддерживать культурные особенности и отличия меньшинств, пусть они сохраняются влияние. Делать же нужно ровно обратное. Настал момент культурной атаки на средневековые сообщества, на их особые права и право иметь эти особые права, например, угнетая и презирая женщин. Kulturkampf не может быть тихим. Необходимо бурной волной обрушиться на среду фанатиков. Должна быть запрещена проповедь неравенства и форм воспитания, ориентирующих человека исключительно на обряды и суеверия. Вредные — не террористические — религиозные организации должны быть ликвидированы. Их сторонники должны лишаться трибуны и разоблачаться как несущие всем ущерб. Вопрос о божественной силе должен решаться каждым без вмешательства государства, но всякому школьнику необходимо вслед за французским философом Вольтером объяснять: важно совершать не пять намазов в день, а справедливые — улучшающие мир и людей поступки. Что же касается насилия и оскорбления личности, то все это пора перестать считать бытовой темой. Уважение к человеку нужно тоже воспитывать. За обратное — преследовать. Одно лишь упоминание о практической полезности шариатского суда должно вызывать гнев всех сторонников свободного правого общества. Должно быть запрещено проповедовать строй, отрицающий право людей вести свободную повседневную жизнь и требующий от людей тотального подчинения. Террористы считают, что современный россиянин погряз в грехе и его можно убивать. За это якобы их ожидают многочисленные девственницы, сладкие плоды и умело прожаренная баранина. Верить в это люди могут только благодаря тому, что одновременно обижены, уязвимы из-за комплексов, и невежественны до такой степени, что не могут отличить понятия «материальное» и «нематериальное». Недостатки политики в области просвещения сделали все это возможным и у нас. И если экономический кризис и важен как фактор, то свести все к нему невозможно. Фото: Стрингер/РИА Новости Экономические проблемы — важный, но не единственный источник агрессивности фундаменталистов. Политика достаточно лояльного культурного подхода дала взойти всходам враждебности. Фанатики уверены, что когда-нибудь одержат вверх. Ответить на это можно только наступлением на культуру отсталости, уничтожением ее как дикого и несовместимого с развитием общества явлением. Одно из важнейших средств в этой борьбе — оздоровление школьного образования. Не менее важно, наладить культурно-просветительскую работу среди выходцев из мусульманских стран. Только так получится не допустить новых человеческих жертв. Василий Колташов Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

В ответ на теракты – начать kulturkampf. Василий Колташов о необходимости борьбы с культурой фанатизма
© 360tv.ru