Войти в почту

Корабли смело ходили мимо Кремля, но на якорь не вставали

25 марта в столице открывается сезон навигации на Москве-реке. О том, как и по каким маршрутам ходили корабли и пароходы по столичной реке несколько десятков лет назад, «ВМ» рассказал капитан 1-го ранга Михаил Шадрин.Михаил Григорьевич — воспитанник Нахимовского военного училища. В течение восьми лет он был командиром малого ракетного корабля. Ходил в плавание по Тихому, Атлантическому и Северному Ледовитому океанам. Затем стал капитаном речных судов различного класса и ходил по Москве-реке. — 30 лет назад в столице было много больших и малых судов, сейчас их, конечно, меньше. В Москве действовали более 50 клубов юных моряков — а осталось только три, — поделился Михаил Шадрин. — Раньше перед Кремлем можно было проводить регаты, практически свободно плавать. Проводились постоянные соревнования по парусному спорту. На первенство заводов, всевозможных спортивных обществ. Больше лодок было у простых людей — по-разному оформленных, как в частной собственности, так и спортивных обществ. С открытием навигации Москва-река буквально кишела лодочками, катерами, парусниками. А иметь даже небольшую яхту было под силу многим — действовала господдержка и все было бесплатно, если ты состоял в яхт-клубе. Как пояснил Михаил Григорьевич, речные трамвайчики появились в Москве в 1923 году. Они были разные, вместимостью от 30–40 пассажиров до 80–100. — Даже термин такой тогда появился и до сих пор бытует— «Московская кругосветка», от Южного речного вокзала до Нижнего Новгорода и обратно — через Канал имени Москвы — уже до Северного речного вокзала. Я по такому маршруту тоже водил суда. Причем корабли могли смело проходить мимо Кремля — только на якорь им было вставать запрещено, — поделился Михаил Шадрин. — У нас сейчас почти пропала культура судоходства по реке. Чтобы иметь право управлять катером с мотором, надо окончить недельные-двухнедельные курсы, сдать зачет и получить удостоверения на право управления маломерным судном. А культура плавания при этом не дается. Надо прописать правила поведения на реке: первое — это взаимопомощь и взаимовыручка. Нельзя бросать за борт мусор, слушать громкую музыку, швартоваться без разрешения. Важно помогать друг другу при швартовке — тут очень много самых разных вещей, которые сейчас не соблюдаются. Также, по мнению Михаила Григорьевича, отдых на воде стал очень дорогим. Раньше на судах можно было просто путешествовать — это был в советское время самый дешевый способ переезда, а сейчас по стоимости он сопоставим с путешествием за границу. — Мы практически потеряли морской дух — его надо возрождать, — уверен Шадрин. — Нам англосаксы всегда насаждали идею, что мы — сухопутная держава, что совсем не так. Наша страна омывается тремя океанами, самая протяженная морская граница и по истории мореплавания — у нас были броненосные корабли раньше, чем в Европе.