Ещё

В Казани представили проект реставрации Дома Фукса 

— Здание находилось в аварийном состоянии. Рухнувшие перекрытия, крыша, без опасности для жизни нельзя было туда войти. В таком состоянии дом переходил от одного собственника к другому, пока не оказался в руках нынешнего собственника, к счастью оказавшегося небезразличным к понятию «культура» и всему, что связано с этим, в частности, к историческому наследию.
С осени прошлого года начался процесс спасения здания, где в начале XIX века жил Карл фукс, пятый ректор Казанского университета, величайшие учёный. И человек, который приложил мост дружбы и взаимопонимания между КазанскимПосадом и Старо-Татарской Слободой. Специально выбрал дом на таком месте, чтоб поближе быть к истории города. Он писал о татарах, есть прекрасный труд по исследованию этноса. Ученый очень широкого округа интересов, нумизмат, краевед, медик и т.д. Бескорыстно принимал тех пациентов, у кого не было возможности платить.
Сам Дом Фукса, по словам Ирины Аксеновой, интересен и без предыстории, как объект архитектуры.
— Как это часто бывает в процессе диалога с памятником, его «раздевания», глубокого обследования, — стали открываться новые вещи. И еще более обнажилась биография этого здания. И по скорректированному сценарием этот памятник почти восстановлен. И сейчас процесс возрождения находится на завершающем этапе. По проекту восстанавливается пристрой, где раньше было место для размещения лестницы. Надо сказать, что это — тот редкий случай в моей многолетней практике, один из немногих примеров добросовестного отношения. Собственник практически с первых дней не покидал стройку, он и не предполагал, что реставрации это намного дороже, чем строительство, сколько понадобилось средств на инъекцию в фундамент! А он был раскрытый изнутри, уже вываливался. И что могло бы произойти со стенами, если бы мы не подлечили эти «гангренозные ноги». Укрепили фундамент, закачали туда именно тот известково-цементный состав, который рассчитан на тот случай, чтобы не развалился фундамент. Причем привезенный из Москвы (привозили татарстанскую известь, но там сплошной песок). Из старого белкового кирпича на том же растворе. Сейчас здание стало расправляться, выстраиваться, обретать первоначальные формы.
По словам Ирины Аксеновой, когда на реставрируемом здании появился бельведер (башенка), в городе поднялся резонанс. «Опять украшательством занимаются, звонили нам по несколько раз в день, — говорит архитектор. — Успокоили всех, что — это исторический бельведер, который фигурирует в воспоминаниях очевидцев. Правда, строители при восстановлении бельведера несколько переборщили с расчетами и сделали выше, чем предполагалось по проекту. В итоге лишних семь слоев кирпича пришлось снимать». И башенка, по словам И. Аксеновой, в итоге встала крепко и надежно. Предполагается, что в апреле-мае горожане увидят обновленный Дом Фукса без строительных лесов.
Внутри Дома Фукса собственник планирует устроить немецкий ресторан, где разместится также небольшая экспозиция, посвященная Карлу Фуксу — это максимум, на что удалось уговорить собственника здания. Сам город так и не сподобился обустроить отдельный музей в честь великого ученого, проявлявшего живейший интерес к татарскому этносу.
В этот же день был представлен проект реставрации Дома Дротоевского (ул. Карла Марка, 56/11).
Проект реставрации представил Степан Новиков, архитектор-реставратор, координатор молодежного движении по охране культурного наследия Казани «Красный щит».
— История дома для нас началась с того, момента, как мы установили на него доску, а она сыграла большую роль в судьбе этого памятника. После того, как мемориальная доска была установлена, собственник здания активизировался, вышел на ТРО ВООПИиКО, и уже в январе в этом доме прошло выездное собрание с участием президента. Собрание проходило в таком ключе: дом надо сохранять, но собственник не хочет этого делать — мол, это развалины, деревянные, никому не нужные.
Напомним, собственник исторического здания — Государственный жилищный фонд при Президенте РТ. Узнав, что судьбой дома заинтересована общественная организация, президент предложил представителям ТРО ВООПИиК создать (причем бесплатно) проект восстановления здания. И дал срок: 2 месяца.
Но даже после того, как было дано поручение президента, защитники памятников долго не моги приступить к работе, так как вначале было необходимо расчистить первый этаж. Только после этого можно было приступать к замерам.
— Дом построен в стиле ампир. Изначально, судя архивным фотографиям, крыша была не такой, как сейчас, а был надстроен аттик, — рассказывает Степан Новиков. — Сейчас он смотрится несколько приплюснутым, как будто чего-то не хватает. Вход — арочный, на поздних фотографиях присутствует треугольный навес, аттик присутствует и на боковом фасаде. Сам участок Дротоевского занимал целый квартал. По проекту был предусмотрен одноэтажный флигель, но судя по всему, так и не был построен. Но сохранился более поздний флигель из красного кирпича. Мы заинтересованы сохранить и его, так как хотим сохранить всю усадьбу.
Авторы проекта предлагают покрасить дом в голубой цвет (сейчас каменный низ здания белого цвета, верхняя деревянная часть — краснокирпичного).
— Мы хотели уйти от стандартного цвета, характерного для того времени. И голубой цвет выглядит более богато, — считает Степан Новиков.
Кстати, один из известнейших специалистов по деревянному зодчеству архитектор Лурье осматривал здание, оценивая деревянные конструкции здания. По его оценке, конструкции сохранились практически на сто процентов, причем деревянные доски — первоначальные.
Сейчас судьба этого дома решается. Предложение архитекторов пока находится на согласовании в Минкульте РТ.
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео