Ещё

Автокредитование пойдет на «Лад» 

«Народные» автомобили в следующем году станут еще доступней. Государство обязалось компенсировать часть процентной ставки по трехлетним кредитам на приобретение отечественных автомобилей стоимостью до 350 тысяч рублей. Однако данная мера, по мнению экспертов, не сможет заметно поднять показатели продаж новых автомобилей в кризисные времена в условиях снижения реальных доходов населения и роста безработицы.
В российской автомобильной промышленности сложилась критическая ситуация: предприятия испытывают острую нехватку средств, вынуждены сокращать производство, отправлять работников в неоплачиваемые отпуска, сворачивать инвестиционные программы. Государство всеми силами пытается не допустить дальнейшего развития проблем в отрасли — на реализацию проекта по поддержке российской автомобильной промышленности в 2009 году будет направлено 173 млрд рублей. Среди комплекса мер, призванных поддержать автомобильную промышленность страны в кризисные времена, которые озвучил премьер-министр России Владимир Путин, значатся госгарантии кредитов, взятых на пополнение оборотных средств, выкуп облигаций предприятий, увеличение госзакупок транспорта. По мнению аналитика инвестиционной компании «Финам» Константина Романова, обеспечение госгарантий является эффективной мерой, поскольку позволит автопроизводителям привлечь средства и пополнить оборотный капитал по адекватным ставкам.
Как отмечает аналитик ИГ «Универ» Ксения Поляк, на заявление Владимира Путина о необходимости поддержки отечественного автопрома акции российских автопроизводителей сразу же отреагировали бурным ростом: в понедельник акции «АвтоВАЗа» прибавили более 21% в ходе торгов на бирже ММВБ, акции «Соллерса» — около 4%, бумаги «КамАЗа» — 7%. Вслед за акциями машиностроителей позитивную динамику демонстрируют и бумаги компаний смежных отраслей, прежде всего сталелитейные. В связи с этим, как полагает главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин, складывается впечатление, что меры правительства по поддержке российской автомобильной промышленности направлены в первую очередь на повышение интереса к вложениям в данную отрасль долгосрочных инвесторов.
Тем не менее в антикризисной программе поддержки автомобилестроительной отрасли имеются и весьма необычные предложения, прямо ориентированные на стимулирование сбыта производимых в стране автомобилей. Средства будут направлены также на субсидирование льготных кредитных программ для покупателей отечественных автомобилей, кредиты лизинговым компаниям при автозаводах, а также обеспечение бесплатной железнодорожной перевозки производимых в европейской части страны машин на Дальний Восток.
В следующем году государство будет субсидировать процентные ставки по кредитам граждан на приобретение автомобилей, выпущенных в России, стоимость которых не превышает 350 тысяч рублей. Размер компенсации по трехлетним автокредитам составит 2/3 ставки рефинансирования Банка России, то есть процентная ставка по кредитной программе банка «уменьшится» на 8,7% годовых. Предполагается, что данная мера подстегнет спрос на отечественные автомобили и доступные иномарки, сборка которых также осуществляется на российских автопредприятиях. На осуществление программы из средств государственного бюджета будет выделено в следующем году 6 млрд рублей, льготными кредитами смогут воспользоваться около 150 тысяч россиян.
«Сегодня, когда наши производители вынуждены сокращать производство, считаю абсолютно недопустимым расходовать деньги для приобретения импортных машин», — отметил Владимир Путин.
Директор центра автокредитования челябинского филиала «Юниаструм банка» Валентина Устьянцева отмечает, что сейчас порядка 60% автокредитов в банках выдается на приобретение автомобиля иностранного производства и лишь 40% — на покупку отечественного автомобиля. И даже компенсация почти половины стоимости автокредита, средняя ставка по которому сегодня составляет порядка 17-20% годовых, вряд ли сможет существенно изменить сложившийся расклад.
«Спрос на автомобили любого производства складывается прежде всего не из-за доступности кредитов, а из-за хорошего соотношения цена-качество», — отмечает Валентина Устьянцева.
В указанный в программе государственного субсидирования ставок по кредитам ценовой диапазон укладывается большинство моделей Lada и УАЗ, а также собираемые в России Renault Logan, Skoda Fabia и Fiat Albea. При этом лидер российского рынка иномарок Ford Focus не попадает в данный ценовой сегмент — самая простая комплектация на 2000 рублей дороже.
«Фактически у всех российских производителей есть марки автомобилей данной ценовой категории, — говорит управляющий филиалом БИНБАНКА в Челябинске Сергей Скворцов. — Кроме того, необходимо отметить, что в разряд отечественных производителей попадают и российские заводы, выпускающие автомобили иностранных брендов, так что любителям Renault, Daewoo и других марок также есть возможность приобрести понравившийся автомобиль с использованием системы компенсации».
И хотя Владимир Путин отметил, что российские заводы зарубежных автоконцернов «являются полноценными отечественными производителями», предложенная схема субсидирования процентных ставок по автокредитам все же больше направлена на поддержку сбыта продукции АвтоВАЗа.
Однако, как отмечает Александр Осин, итоговое влияние указанных мер как на рынок потребительского кредитования, так и на показатели спроса на недорогие автомобили российского производства в ближайшие месяцы представляется незначительным: реальные доходы населения продолжают снижаться, а показатель безработицы в стране возрастает. По мнению Сергея Скворцова, в условиях неопределенности население сочтет несвоевременным получение кредита даже с компенсацией процентных ставок, поскольку будет вынуждено направлять денежные средства на более насущные цели, в том числе на накопления «на всякий случай».
«Спрос на отечественные автомобили увеличится, когда восстановится платежеспособность населения и появится уверенность в завтрашнем дне», — полагает Сергей Скворцов.
Правительство окажет поддержку продаже российских автомобилей и в корпоративном сегменте: лизинговым компаниям при автозаводах будут выделены трехлетние кредиты Внешэкономбанка в размере около 43 млрд рублей на условиях не выше ставки рефинансирования (13%). По мнению главы Министерства промышленности и торговли России Виктора Христенко, российская автомобильная промышленность восстановит утраченные из-за глобального кризиса позиции к 2012 году, при этом позитивный тренд станет заметен уже к середине 2010 года.
Это неполный текст новости
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео