Ещё

О, спорт, ты — СМИ 

Sports.ru пока не является лидером своего сегмента (спортивные онлайн-СМИ), уступая по посещаемости и сайту газеты «Спорт-Экспресс», и Championat.ru (принадлежит компании SUP). Однако именно Sports.ru, запущенный 10 лет назад в месяцы тогдашнего кризиса, стал одним из образцовых представителей семейства российских онлайн-СМИ. Успех у читателей проекту обеспечили профессионализм и, главное, такое редкое в наших широтах свойство СМИ, как независимость. В последние годы к ним прибавилась технологичность — сайт показал, как правильно делать онлайн-СМИ, размечая контент тэгами, регулярно публикуя видео и заведя управляемый User Generated Content в виде создаваемой пользователями спортивной энциклопедии.
История успеха.
Sports.ru (до 2007 года — интернет-газета «Спорт сегодня») был открыт 1 декабря 1998 года, до запуска Газеты.ру и Ленты.ру. Основателем проекта стал Станислав Гридасов, ныне главный редактор журнала «Proспорт». «До кризиса я работал в прекрасной газете „Русский телеграф“, — вспоминает г-н Гридасов. — Я старался прийти на работу пораньше, когда наш отдел был еще пуст, заваривал кофе, включал компьютер, раскуривал сигарету и не спеша принимался читать спортивные ленты Reuters и AP. Тогда домашний Интернет был редкостью, и в Рунете еще не было сайтов, где можно было бы с утра узнать все важные спортивные новости и результаты. А когда Потанин из двух принадлежащих ему на тот момент ежедневных газет решил оставить только одну — „Известия“, я остался без работы и без Интернета, хотя привычка осталась и жгла, как невыкуренная сигарета. А еще на меня вдруг навалилась прорва свободного времени, которое надо было куда-то девать. В это свободное время и появилась идея сделать русский сайт на манер американского ESPN».
По словам Станислава Гридасова, сайт начинался без копейки вложений, усилиями инициативной группы, в которую кроме него входили спортивный маркетолог Леонид Селеменев, потерявший в 98-м свой бизнес (сборка компьютеров) Олег Бекасов и журналист Василий Уткин. Движок разрабатывала известная тогда компания «Город-Инфо» (в 2003 году переключилась на рынок ERP-систем). По словам Гридасова, «Спорт сегодня» должен был отличаться от многочисленных «болельщицких» сайтов тем, что в нем работали бы профессиональные журналисты. На сайте публиковались новости — большей частью переводные, — эксклюзивные сообщения, добытые самим Гридасовым или его коллегами, и тексты. Последние писались либо бесплатно — таким образом, в частности, дебютировал в российской журналистике нынешний руководитель сайта Дмитрий Навоша, — либо брались из бумажных изданий «по договоренности».
Вскоре после запуска «Спорта сегодня» Станислав Гридасов начал работать в газете «Московские новости», где сидел в одной комнате с Антоном Носиком, который занимался проектированием Газеты.ру. «Я был давно в „офлайновой“ прессе, он давно сидел в онлайне, так что нам было о чем поговорить. Вечерами иногда отправлялись вместе выпивать в самый первый ОГИ, который размещался на квартире у [журналиста] Дмитрия Ольшанского. Там же Носик меня знакомил с другими интернет-звездами. Мы заключили с ним устный договор, что силами нашей редакции будет делаться спортивный раздел „Газеты.ру“ — долларов за 500, кажется», — вспоминает Гридасов. Благодаря контракту с Газетой.ру, у «Спорта сегодня» появились первые деньги, на которые был нанят второй сотрудник сайта — Евгений Зуенко, ныне шеф-редактор журнала «Proспорт». «Я вообще очень далёк от спортивной темы, поэтому я просто знал, что вот, есть Стас, он про это много понимает, и у него есть коллеги, которые тоже много понимают, и если мне нужны статьи про спорт, то я иду к ним», — вспоминает о том времени Антон Носик.
Впоследствии Станислав Гридасов заключил ряд аналогичных договоров, в частности, с запущенным Антоном Носиком сайтом Vesti.ru и Федеральным агентством новостей, что позволило сайту расширить штат. Когда в апреле 1999 года Станислав перешел в газету «Известия» руководить отделом спорта, ему не пришлось искать сотрудников — команда сформировалась из коллег по «Русскому телеграфу» и «Спорту сегодня». В 2000-2002 годах «Спорт сегодня» стал лауреатом Национальной Интел Интернет премии, в 2001 победил в конкурсе «Золотой сайт», в 2002 выиграл конкурс РОТОР++.
Успех ресурсу принесли не новости (они к тому моменту у многих конкурентов были не хуже), а возможность прямого общения читателей с авторами. «Как могли, мы старались держать марку спортивного сайта, на котором собраны и самые лучшие спортивные журналисты, и самые продвинутые читатели. Сперва мы завели прообраз блогов — авторские колонки „Спортивная неделя с Дмитрием Навошей“, „Испанский дневник“ Василия Уткина (он писал под псевдонимом Хесус Пато). Сайт изначально был „заточен“ под общение, сокращение расстояния между автором и читателем. Комментарии под статьями и новостями, кажется, тоже впервые появились у нас».
История упадка.
Однако после успешных стартовых лет сайт постепенно начал увядать. «Партнер сайта — студия WebLink — прекратила свое существование, а на ней лежали все обязанности по техническому сопровождению, сбору рекламы и т.д. И я остался один на один со всеми организационно-финансовыми проблемами. Искал инвестора, собирал рекламу, заключал партнерские соглашения, занимал и перезанимал деньги, чтобы оплачивать зарплаты в редакции, друзей-дизайнеров просил нарисовать баннер, друзей-айтишников — что-нибудь починить в уже умирающем сервере, друзей-журналистов — написать текст. В общем, фиговым оказался бизнесменом. Был один момент, который до сих пор вспоминаю со стыдом и неловкостью. Сервер практически не работал уже, а у меня не было денег купить новый. И мне написал человек из Питера, один из игроков в наш Fantasy Soccer (компьютерная игра, онлайн-симулятор менеджмента футбольной команды, существовавший до 2004 года — Ред.), он был владельцем завода. Мы с ним встретились в Москве, поговорили, я рассказал ему, в чем проблема. Он открыл бумажник, отсчитал деньги, говорит — у меня был сегодня хороший день, подписал очень выгодный контракт, возьми деньги и купи новый сервер», — рассказывает Станислав Гридасов.
Ирония судьбы: незадолго до того, как Станиславу Гридасову пришлось с трудом поддерживать в сайте жизнь и искать инвестора среди знакомых, ряд компаний были готовы купить «Спорт сегодня». Шел 2001 год, разгар первого российского интернет-бума. У Станислава Гридасова были предложения от медиахолдинга Independent Media (издает газету «Ведомости» и журнал Cosmopolitan, в 2001 вложил несколько миллионов в неудачный стартап estart.ru), «Мемонета» (холдинг, объединявший онлайн-проекты Владимира Гусинского). «Спорт-Экпресс» пытался нанять Станислава в качестве руководителя онлайн-департамента. «Всякий раз у меня возникало чувство, что продавать сайт не надо. Дело не в жадности, да и деньги не всегда предлагали, а иногда обещали, как Антон Носик в „Мемонете“: старик, отдай сайт бесплатно, и через год ты станешь миллионером. Мне всегда хотелось отдать сайт в хорошие руки, чтобы все то хорошее, что в нем было заложено, получило правильное развитие», — рассказывает Гридасов. Антон Носик, впрочем, заявил iToday.ru, что «не уверен, что в те годы название „Спорт сегодня“ вообще существовало. Скорее, я сотрудничал со Стасом и его командой как с журналистами бумажной прессы. Про Sports.ru я начал слышать в 2006 году, когда там случилась инвестиция и перезапуск».
Несколько лет не удавалось привлечь дополнительные ресурсы. За это время конкуренты ушли далеко вперед, фактически стерев «Спорт сегодня» с карты популярных спортивных ресурсов: посещаемость сайта в 2006 году оставалась на уровне 2002 года. «Спорт сегодня» перестал развиваться и фактически находился на грани закрытия. Сам Станислав Гридасов в это время занимался развитием журнала «Proспорт», главным редактором которого стал в начале 2004 года (в 2005 году, по информации газеты «Ведомости», владельцем «Proспорт» стал Роман Абрамович).
История успеха-2.
Инвестора удалось найти к июню 2006 года, накануне чемпионата мира по футболу. Руководителем сайта стал Дмитрий Навоша, в число акционеров вошли Василий Уткин, создатели интернет-департамента ИД «Афиша» Дмитрий Степанов и Даниэль Лурье (сейчас коммерческий директор Sports.ru), а также самарский бизнесмен Герман Ткаченко (который несколько лет руководил самарским футбольным клубом «Крылья советов», а сейчас является президентом компании ProSports Management, занимающейся футбольным менеджментом и агентским бизнесом). Г-н Ткаченко владеет 25% ресурса и является основным инвестором сайта. Другие акционеры «занимают менее активную позицию в вопросе финансирования», рассказал iToday.ru Дмитрий Навоша. По его словам, «бизнес непростой, маржа, по российским ожиданиям, от вложений относительно скромна. Найти под такой проект инвесторов, которые бы не интересовались спортом, непросто».
Партнерами был составлен бизнес-план проекта, подразумевающий выход на операционную безубыточность в 2009 году (в связи с финансовым кризисом был перенесен на 2010). Была разработана и редакционная концепция: на сайте появились многочисленные блоги «селебритиз» — в том числе Гуса Хиддинка — и журналистов, а также авторские конференции. В 2007 редакция провела ребрендинг — сайт стал называться не «Спорт сегодня», а Sports.ru. Был разработан новый движок проекта и создан IT-отдел для его поддержки и развития. Штат проекта составляет почти 40 человек, не считая внештатных авторов, блогеров и ведущих конференций. В день на Sports.ru публикуется более 100 только футбольных новостей, к марту это число увеличится до 130-150. В новом году, по словам Навоши, будет реанимирован Fantasy Soccer. Заметно увеличилась посещаемость — по данным Rambler’s Top100, в ноябре 2008 года на сайте побывало в четыре раза больше уникальных посетителей, чем в ноябре 2005. Читательский рекорд был установлен в июне этого года благодаря успешному для России чемпионату Европы по футболу — в этот месяц на сайте по данным LiveInternet было просмотрено 29 млн страниц.
До сих пор, по словам Дмитрия Навоши, проект развивался в соответствии с бизнес-планом. По нему 2007 год был временем сбора команды, а 2008 стал первым годом серьезных продаж — по оценке г-на Навоши, Sports.ru является одним из трех спортивных сайтов в Рунете с годовой выручкой свыше 20 миллионов рублей. Успешные сборы во многом связаны с выбором партнера — с августа 2007 продажей рекламы на сайте занимается агентство IMHO VI (входит в «Видео Интернешнл»). Его создатель и руководитель Арсен Ревазов — страстный поклонник спорта, в 90-е занимавшийся продажей рекламы в газете «Спорт-Экспресс».
О деньгах.
Идея Дмитрия Навоши и Арсена Ревазова — продавать спортивную аудиторию как платежеспособную и респектабельную, сопоставимую с аудиторией деловых изданий. «Проблемой всех без исключения спортивных СМИ является бытующий стереотип о том, что спортивный болельщик — это немытое, непричесанное, не очень-то обеспеченное существо в растянутых трениках. На самом деле, среди болельщиков уже очень велика доля вполне состоятельной аудитории. Болельщики тысячами ездят в дорогостоящие зарубежные поездки с любимой командой, а в обеих столицах найти хорошие билеты на матчи топ-клубов дешевле 2000 рублей — большая удача. Достаточно посмотреть на социально-демографические характеристики аудитории Sports.ru и других спортивных сайтов по данным TNS Россия: 65% наших читателей имеют доходы выше среднего, больше половины — руководители или специалисты. Аудитория ведущих спортивных СМИ уже, как правило, привлекательнее, чем аудитория СМИ сегмента general interest», — говорит Дмитрий Навоша. По словам Арсена Ревазова, у Sports.ru, несмотря на кризис, «блестящие коммерческие перспективы. Обеспеченная мужская аудитория, которая приходит на сайт за качественным контентом, всегда представляет повышенный интерес для рекламодателей».
Что завтра.
Дмитрий Навоша, как и Станислав Гридасов, мечтает создать в России аналог американского спортивного холдинга ESPN (включает телеканал, журнал и сайт): «Sports.ru пока находится на начальном этапе развития. Мы хотим быть чем-то вроде ESPN с человеческим лицом: то есть иметь чуть больше блогеров и авторской журналистики. ESPN — очень мощный бренд с правильной конвергенцией. При этом не факт, что в России аналогичный проект стоит развивать под единым брендом. Очевидно, что грядет некоторое укрупнение рынка спортивных СМИ». Станислав согласен: «Конечно, было бы страшно интересно поработать в спортивном медиахолдинге, где бы в один кулак собрались телеканал, радио, журнал и сайт. Такое объединение позволило бы классно работать — и экономически, и творчески. Но не знаю, когда такое случится. Наш медиарынок очень не любит жить, считая дальше одного года. Хотя ситуация, когда один продукт существует только на бумаге, второй — только на видео, а третий — только в Сети — это анахронизм».
При этом Станислав Гридасов пока не собирается возвращаться в Рунет: «Это дело молодых. Я временно переел Интернета, устал. Может, вернусь когда-нибудь в каком-нибудь качестве». Пока же он развивает журнал Proспорт, готовясь к пятилетию в кресле главного редактора, а Дмитрий Навоша совершенствует Sports.ru.
Пожелание по развитию проекта дает Арсен Ревазов: «Текстовая составляющая сайта — замечательная, на 5+. Табличная гораздо хуже. Например, я не могу найти календаря ближайших встреч ни по футболу, ни по хоккею. Как и времени телетрансляций». Успех Sports.ru определяется именно таким вот — болельщицким — отношением к проекту партнеров и инвесторов.
Это неполный текст новости
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео