Ещё

Тревожные сигналы политического активизма в правосудии 

Практическая деятельность административного судопроизводства, предметом которого являются отношения лица и власти, призвана решать особые споры. По своей сути они сводятся к установлению границ свободы первого и полномочий второй. Судопроизводство в административных делах определяет правомерность запрета государству вмешиваться в те сферы жизни лица, где право декларирует свободу и неприкосновенность личности или, наоборот, подтверждает необходимость ограничения свободы личности ради высших целей общества, общего блага.
Деятельность административного судопроизводства — лакмус, особый указатель уровня взаимоотношений, а значит, глубины обоюдного доверия в обществе и, в частности, доверия к государству как его системотворческого элемента. Не будет большим преувеличением утверждать, что самим фактом своего существования в стране развитая административная юстиция свидетельствует об особом уровне демократичности и вместе с тем высокого правосознания общества, государства, всех носителей политической власти.
Новаторский характер такой концепции в украинском праве наталкивается на инертность политических сил в обществе, не готовых к судебному контролю за правомерностью собственной деятельности. Резонансные случаи блокирования судебного разбирательства, выдвижение требований к работникам судов вне судебного процесса, угрозы ликвидацией судов и освобождение судей с должностей это, по меньшей мере, — неуважение к суду, вызов не только государственной власти, но и обществу.
Надлежащее поведение сторон особенно важно в административном судебном процессе. Лишь добросовестное отношение к собственным правам и должностным обязанностям дает возможность осознать и применить принципы добросовестности и пропорциональности (адекватности) — фундамент в современной концепции правового государства. Без них ни одно право, а особенно то, которое реализуется в сфере публичной власти и влияет на осуществление властных управленческих функций, не способно по-настоящему проявить свои положительные стороны. Особенно ярко это заметно на фоне резонансных случаев, когда время, отводящееся на подготовку дела, используется лишь для его затягивания, или вдруг скорость принятия решения конкурирует со скоростью света. К этой же категории можно отнести случаи, когда политический иммунитет понимается как безнаказанность и право на своевольные поступки, а усмотрение, что его предоставляет закон, вместо адекватного требования подхода к поиску решения превращается в орудие политической или корыстной односторонности. При таких обстоятельствах общество все глубже погружается в нестабильность и взаимное недоверие.
Привлекает к себе внимание проведенная недавно коррекция в структуре столичного админсудопроизводства. Воплощая в жизнь такой важный шаг реформирования, на фоне пристального внимания общества к состоянию правосудия в целом, нельзя не учитывать то, что какие-либо реформы всегда влекут за собой не только желательные, ожидаемые последствия. Задуманные как шаг в направлении повышения качества судопроизводства, изменения в структуре столичного правосудия в результате их поспешного проведения не обеспечили формирования качественной и понятной структуры столичного административного судопроизводства. Бесспорно, один окружной административный суд в Киеве, где в силу политико-административного устройства государства находится практически вся центральная власть, сложно сравнить и приравнять к одному административному суду Тернопольской, Волынской или Черновицкой областей. Следует также помнить, что еще со времени принятия Верховной Радой Украины Концепции судебно-правовой реформы в Украине в 1992 году специалисты выдвигали идею лишить административное судопроизводство привязки к областному делению, в то же время разработать и внедрить судебные округа. Но именно из-за нежелания прибегать к глубоким преобразованиям в системе украинского судоустройства эта идея была тогда отложена, и административные суды первой инстанции остались привязанными к областному делению и городскому в городах с особым статусом. Но их название — окружные административные суды — указывает на то направление, в котором административное судопроизводство будет развиваться дальше. В Киеве же ситуация уже сейчас представляется значительно более сложной, чем где-либо, и не только с административной, «столичной» точки зрения. Кроме столичных функций, следует вспомнить лишь объем киевского бюджета, который, учитывая специфику устройства Украины, существенным образом превышает суммарные финансовые показатели таких больших центров Украины, как Харьков, Днепропетровск, Донецк и Львов. Поэтому вопрос организации административного судопроизводства в Киеве не может быть решен без учета таких особенностей столичных функций города, а также оптимальной нагрузки на суды и судей в судах. Но долгожданное создание нескольких или по крайней мере одного административного суда в Киеве через определенное время и способ реализации этой идеи (никаких указаний на переходные механизмы, недостаточно глубокие просчеты финансовой и организационной сторон вопроса) породили в обществе необоснованные подозрения относительно этого нужного процесса.
Не нуждается в дополнительной констатации то, что в Украине вышестоящие органы публичной власти, их руководители и ответственные работники к состоянию подконтрольности, судебной проверки своих должностных дел не привыкли. Досадно, и этот недостаток в определенной мере касается и тех, кто призван осуществлять административное судопроизводство. В их руках — меч юстиции, но, к сожалению, отсутствует понимание сути собственных полномочий и высокой цены, которую придется заплатить за ущерб авторитету этого нового института судебной власти Украины. Особенно судьям, в силу их служебных обязанностей и, не в последнюю очередь, учитывая важность в их деятельности государственно-правового, гражданского подтекста, нужно дать ответ: где в их правоучредительных актах проявление адекватности решения его правовым и общественно-политическим реалиям, где понимание административно— и конституционно-правового содержания, природы отношений переданных им на рассмотрение споров? Приходится признать, что подготовка отдельных судей к деятельности в сфере административной юстиции оказалась весьма слабой, а соблазны, очевидно, весьма заманчивыми.
Отдельно нужно признать, что институт обеспечения иска сформирован недостаточно детализировано. Его недобросовестная, а по сути — безответственная и предвзятая реализация влечет за собой последствия, которые прямо противоположны цели внедрения этого института. Если, обеспечив иск, судья фактически гарантирует удовлетворение искового требования и отстраняет саму возможность вернуть дело в предыдущее состояние, сложившееся до предъявления иска, то он на стадии обеспечения фактически решает спор по сути. А такая подмена судебного разбирательства стадией обеспечения иска не может считаться ничем другим, как злоупотреблением властью и превышением полномочий. Терпимость к такому поведению в судейском корпусе может быть связана лишь с тем, что содержание этого довольно нового института еще недостаточно исследовано, в том числе и на научном уровне. Но каждое злоупотребление им должно получать соответствующую оценку, а политикам нужно помнить, что они несут ответственность за то, чтобы их полемика не выплескивалась за пределы парламентского зала — в судебные слушания, и не вносила растерянность и отчаяние в общественное сознание, которое и без этого сегодня находится в состоянии тревожного ожидания, связанного с распространением мирового финансового кризиса и его влиянием на Украину.
Административное судопроизводство нынче является самой молодой частью украинской судебной системы. Оно делает первые шаги, завершая этап становления, формируя современные основы системы судебной защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренной конституционными положениями. На этом этапе особенно важны внимание общества и конструктивная критика, которые помогут достичь надлежащего уровня качества работы, а также недопущение политизации суда, поддержка его беспристрастности и непредвзятости.
Александр ПАСЕНЮК, председатель Высшего административного суда Украины, заслуженный юрист Украины, судья высшего квалификационного класса.
Это неполный текст новости
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео