Ещё

На ревизию проектов инвестфонда понадобится несколько месяцев 

Инвестфонд в условиях мирового кризиса нужно тратить на короткие быстроокупаемые проекты с подготовленной проектно-сметной документацией, но и начатые мегапроекты власти, скорее всего, продолжат, считают опрошенные РИА Новости эксперты. По их оценке, на ревизию порядка 20 проектов уйдет несколько месяцев. Как сообщил РИА Новости источник в правительстве, в пятницу курирующий этот вопрос вице-премьер Дмитрий Козак провел заседание инвесткомиссии с представителями всех заинтересованных министерств. Комиссии предстоит вновь оценить возможности реализации уже одобренных проектов и их эффект для экономики в целом и развития отдельных регионов. Накануне правительство РФ в связи с ожидаемым в следующем году уменьшением бюджетных доходов, которое обусловлено мировым финансовым кризисом, приняло решение провести дополнительную ревизию инвестиционных проектов, подлежащих софинансированию из инвестфонда. Премьер-министр РФ Владимир Путин сообщил, что финансирование начато только по 11 из 19 утвержденных правительством проектов. Вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин рассказал по итогам заседания, что правительство «дополнительно изучит актуальность, своевременность и сроки начала таких проектов». В частности, уточнил Кудрин, правительство РФ намерено изучить, насколько реальны сейчас планы частного бизнеса, обещавшего построить до кризиса ряд крупных объектов, в том числе заводов. Общий объем средств по проектам инвестфонда составляет 877 миллиардов рублей, из них на 436 миллиардов рублей уже подписаны инвестиционные соглашения. «Однако не все получили финансирование, по многим проектам оно начинается только сейчас», — отметил Кудрин. В бюджете 2009 года, по его словам, на финансирование инвестфонда запланировано 156,5 миллиарда рублей. Отложенная выгода Эксперты полагают, что правительство может отложить до лучших времен дорогостоящие, рассчитанные на многие годы проекты, такие как «Комплексное развитие Южной Якутии» и «Урал Промышленный-Урал Полярный». Они были одобрены в начале 2008 года — только на их проектирование планировалось выделить из инвестфонда около 10 миллиардов рублей. А общая стоимость проектов превышает 1,2 триллиона рублей, в том числе около 0,5 триллиона рублей из инвестфонда. "В зоне риска — капиталоемкие проекты, рассчитанные на длинные сроки готовности", — сказал РИА Новости директор по связям с госорганами компании En+Group (входит в «Базэл») Максим Быстров, который несколько лет, работая в Минэкономразвития, РосОЭЗ и Минрегионе, курировал инвестфонд. Он полагает, что в нынешних условиях частных инвесторов на «Урал Промышленный-Урал Полярный» вообще не удастся найти, а у тех компаний, которые уже подписались на инвестиции по крупным проектам в Якутии и Тыве (проект «Кызыл-Курагино») будут проблемы с привлечением кредитных ресурсов. "Длинные деньги взять сейчас негде. А цены на ресурсы, которые планировалось добывать в этих регионах — уголь, металлы, уран — падают. Компании рассчитывали свою рентабельность при совсем другой конъюнктуре", — перечислил Быстров аргументы против реализации инвестпроектов. "На" их реализацию, по его словам, сейчас работает только удешевление строительства благодаря падению цен на многие материалы. По оценке Быстрова, неплохие шансы на завершение имеет проект «Комплексное развитие Нижнего Приангарья», который был утвержден правительством в числе первых и уже реализуется. Первый этап проекта предусматривает, в частности, достройку «советского долгостроя» Богучанской ГЭС, строительство ЦБК и алюминиевого комбината (соинвесторы «Базэл» и «ГидроОГК»). Среди других заявленных инвесторов сибирских комплексных проектов — Росатом, «АЛРОСА», Объединенная промышленная корпорация. Пробуксовка на дорогах По мнению Быстрова, будут «буксовать» и концессионные проекты по строительству платных автодорог, на которые и в лучшие времена отважились немногие инвесторы. Сейчас у них будут те же проблемы, что и у всех — получить кредитные ресурсы, отметил эксперт. Министр транспорта Игорь Левитин сообщил накануне в правительстве, что встречался с участниками консорциума инвесторов, который совместно с инвестфондом РФ займется строительством скоростной автомобильной дороги Москва-Санкт-Петербург на участке от 15-го до 58-го километра. По его словам, инвесторы («Северо-Западная концессионная компания» с участием европейских компании Vinci и Eurovia) подтвердили, что несмотря на финкризис будут участвовать в проекте. Министр заверил, что и другие концессионеры не будут выходить из проектов. В числе других уже отобранных концессионеров — УК «Лидер» и Газпромбанк, которые в консорциуме с зарубежными партнерами (португальской Brisa, австрийской Alpine Bau и испанской FCC Construccion) должны строить платный выход на МКАД с авторассы М1 (Москва-Минск), а также «Базэл», который (в консорциуме с Bouygues, Egis, Hochtief и Strabag) выиграл конкурс на строительство Западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге. Между тем, в «багажнике» инвестфонда есть и другие транспортные проекты, по которым концессионеры еще не найдены, и, по мнению Быстрова, сейчас вряд ли найдутся. Это Орловский тоннель под Невой, участок дороги Краснодар — Абинск — Кабардинка, Центральная кольцевая автодорога в Московской области, платный участок трассы «Дон» (Саратов-Ростов-на-Дону). "Если и в хорошие времена трудно было найти концессионеров, то в период спада их вообще не будет", — констатировал Быстров. Сверка часов Директор Института региональной политики Булат Столяров настроен не так пессимистично. «Власти не заявляли о сокращении инвестфонда. Они заявили о том, что рассмотрят проекты с точки зрения их исполнения частным сектором. Проекты предусматривают ЧГП (частно-государственное партнерство). С „Ч“ сейчас плохо», — признал Столяров. Он не исключил, что проблемы с финансированием могут быть и у региональных бюджетов, так как субъекты РФ также выступают соинвесторами по многим проектам. По оценке Столярова, на переоценку инвестпроектов уйдет несколько месяцев. Там, где было начато финансирование, вряд ли будет что-то замораживаться, полагает директор департамента стратегического анализа аудиторско-консалтинговой компании ФБК Игорь Николаев. По его мнению, сохранятся проекты из «первой обоймы» — Нижнее Приангарье, трасса Москва-Санкт-Петербург, порт в Усть-Луге, Донская трасса, выход на МКАД в Одинцово, из новых проектов — строительство Центральной кольцевой автодороги. "Что же касается остальных проектов, то перспективы к ним вернуться есть, но это вопрос времени", — сказал Николаев. Как только проявится дефицит бюджета и станет понятно, что профицита на уровне двух триллионов уже не будет, инвестпроекты будут урезаться, констатировал он. "Так поступает не только государство, но и бизнес. Это естественно в условиях, когда встает вопрос о выживании", — заметил он. Николаев считает целесообразным и сокращение финансирования по действующим проектам: например, сейчас по Усть-Луге нет необходимости в полном объеме создавать ранее запланированные мощности с учетом того, что грузооборот будет явно снижаться. Начать финансирование новых проектов из инвестфонда государство сможет после стабилизации ситуации в экономике, полагает экономист. По его оценкам, пик кризиса придется на 2009-2010 годы и, соответственно, к вопросу финансирования из инвестфонда новых проектов можно будет вернуться в 2010-2011 годах. Монополия развития Правительство решило также повысить администрирование проектов инвестфонда и усилить контроль за их качеством со стороны Внешэкономбанка. По словам Кудрина, будет повышена роль ВЭБа как консультанта и эксперта по подготовке и обоснованию проектов, их бизнес-планов. Корпорация развития будет также более тщательно осуществлять мониторинг проектов. ВЭБ еще год назад, когда банк был преобразован в Корпорацию развития, претендовал на роль «первой скрипки» при отборе проектов для инвестфонда. Однако тогда банку разрешили только выступать инвестконсультантом, если его выберут инвесторы. Раньше правительство привлекало к оценке поданных в инвестфонд заявок известные и опытные мировые компании, которые отбирались по конкурсу. Так, в 2006 году тендер выиграли UBS Advisory Services и ING Банк Евразия. На оплату их услуг направлялось до 200 миллионов рублей в год. Передача этих функций ВЭБу позволит сэкономить на щедрых комиссионных. Быстров считает это правильным. «Тем более что многие инвесткомпании сейчас просели», — сказал эксперт. Эксперты отмечают усиление позиций ВЭБ и по другим направлениям. За последние месяцы банк получил полномочия по предоставлению субординированных кредитов банкам и компаниям, по покупке акций на фондовом рынке. С 1 марта 2009 года, как сообщалось, будут расширены возможности банка по инвестированию пенсионных накоплений «молчунов» — помимо консервативных гособлигаций ВЭБ сможет вкладывать 300 с лишним миллиардов рублей также в ипотечные и корпоративные облигации, в том числе инфраструктурные. О необходимости выпуска инфраструктурных облигаций власти говорили и раньше. Сейчас о таких планах уже заявило РЖД, ожидается, что такие бумаги выпустят «Газпром», «Роснефть» и еще ряд компаний в энергетике, металлургии и нефтедобыче. Ранее сообщалось о том, что только в первом квартале общий объем инфраструктурных займов составит 500 миллиардов рублей. Ожидается, что помимо ВЭБа власти поручат купить облигации и другим банкам с госучастием — Сбербанку, Газпромбанку и ВТБ. Выпуск и покупка государством в том числе на пенсионные деньги инфраструктурных облигаций может помочь решить проблему «длинных денег», которых российской экономике всегда не хватало, а сейчас, в условиях мирового финкризиса, они нужны как никогда, отмечают эксперты.
Это неполный текст новости
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео