Межевой столб, пронизанный колючей проволокой и обвитый пшеничными колосьями, перевязанными вышитым рушником. Он стоит на глыбах плодородного украинского чернозема.
Внизу надпись: «Миллионы их, как колоски на ниве, были и нет, были и нет…». Памятник жертвам голодомора 1932-33 годов установлен близ поселка Подволочиска — на том месте, где когда-то пограничный столб делил Украину. Вдоль Збруча много сел на его правом и левом берегах носят одинаковые названия. Разделенные большой политикой села, разделенные семьи. Жительница села Мысловой, что в Подволочисском районе Тернопольщины (на противоположном берегу есть Мысловая хмельницкая), Иванна Осадчук вспоминает рассказы родственников. Чтобы дать о себе знать, дочь на том берегу Збруча, когда на свадьбе ее взяли танцевать, кричала в такт музыканту: «Я живая, я живая!», а на другом берегу рыдала мать. Сколько историй тех страшных времен передаются из поколения в поколение в окрестных селах. Роман Гнецко говорит, что поле его деда выходило к Збручу. Он поехал его обрабатывать и услышал: «Брат, помоги! Дети голодные». Вечером собрал сверток и понес в посадку. И так было много раз.
В Галиции помогали единокровным братьям, переправляя продукты на самодельных плотах. К сожалению, официальная помощь не проходила.
Открывая памятник, председатель Тернопольской облгосадминистрации Юрий Чижмарь и заместитель председателя Хмельницкой облгосадминистрации Петр Купчишин подчеркивали: о тех страшных временах нельзя забывать еще и потому, что и нынче есть попытки разъединить украинцев, сделать их слабее. А мы — единый народ. Памятник освятили и общей молитвой погибших от голода помянули священники разных конфессий. На Хмельнитчине, как свидетельствует недавно изданная Книга памяти, их было свыше 35 тысяч.
Тернопольская область.
Это неполный текст новости