Войти в почту

"Стрела", "Украинец", "Комбат" и другие малоизвестные машины ГАЗ, которые опередили время

Давным-давно отечественные инженеры разработали прообраз седана Subaru Legacy Outback, терзались идеями полноприводного купе и другими, куда более невероятными концепциями. Какой бы вираж сделал бы ход истории, появись хотя бы часть этих машин в серийном производстве?... Впрочем, важно другое – проекты пусть и проходили с пометкой «экспериментальные», но оставили яркий след в истории отечественного автомобилестроения, давая повод для здоровой гордости. ГАЗ-А-Аэро Автомобиль 1934 года стал венцом работ по исследованию обтекаемости кузовов машин. Как результат, коэффициент аэродинамического сопротивления Аэро был меньше, чем у ГАЗ-А, на шасси которого он базировался. Опытный экземпляр нес в себе 48-сильный двигатель, позволявший вкупе с хорошей аэродинамикой выжимать до 106 км/ч. ГАЗ-АААА Очень интересный проект 1936 года, разработанный под началом Виталия Андреевича Грачева, советского конструктора автомобилей и бронетанковой техники. «Четыре А» имел колесную формулы 6x4, причем при переезде неровностей «основным» колесам ассистировали свободно вращающиеся запасные, подвешенные позади передних. Базу и агрегаты позаимствовали у ГАЗ-А, а кабину – у ГАЗ-4. Такая вот «компиляция». В общей сложности было построена два таких внедорожника. ГАЗ-ГЛ-1 Уже в тридцатые годы существовали поразительно быстрые автомобили вроде сумасшедших немецких «гонщиков» Auto Union. Встречались и немедленные дорожные машины, например, Cord 810/812 с передним приводом. На волне интереса к динамике и скорости в СССР был разработан впечатляющий гоночный ГАЗ-ГЛ-1. «Капля» на колесах получила свое название «ГЛ» («Гоночная Липгарта») в честь главного конструктора завода Андрея Липгарта, но создавалась под началом блестящего конструктора и бывшего боевого летчика Евгения Викторовича Агитова. Она была оснащена агрегатами и шасси массового ГАЗ-М1. Двигатель форсировали до 65 л.с.. ГЛ-1 первой серии выжал 147 км/ч. В 1940 году на свет появилась вторая версия гоночного снаряда, установившая всесоюзный рекорд в 161,87 км/ч. На сей раз Агитов поставил рядную 3,4-литровую «шестерку», развивающую 100 л.с. Другим важным новшеством стало появление закрытой кабины. Увы, третьей версии ГЛ-1 не суждено было появиться на свет – началась Великая отечественная война и автопрому стало не до спорткаров… ГАЗ-67-420 В разгар войны автобусный цех ГАЗа построил прототип армейского внедорожника с закрытым деревянным кузовом, защищавшим от непогоды. Прибавка веса относительно стандартного ГАЗ-67 с деревянным верхом составила всего 25 кг. В производство экспериментальный внедорожник так и не пошел, но народные умельцы и ремзаводы восприняли его появление как руководство к действию и стали самостоятельно изготавливать жесткие крыши. БА-643 лыжно-гусеничный БА-64 – первый советский легкий броневик, построенный на базе ГАЗ-64 – лег в основу экспериментального снегохода БА-643. Сзади гусеницы, а спереди – лыжи. Жаль, что внедорожник не выпускали – фашисты падали бы замертво от одного его вида. «Победа-НАМИ» Никогда не видели такую «Победу»? Это потому, что серийно она никогда не производилась, а жаль… Проект этот не совсем газовский, но мы не можем пройти мимо него. Его реализовала группа инженеров НАМИ под началом легендарного конструктора, писателя и кандидата технических наук Юрия Ароновича Долматовского. Снова увы – переделка фастбека в седан получилась достаточно сложной для постановки на конвейер. ГАЗ-М73 «Украинец» Симбиоз легкового кузова и внедорожной трансмиссии издавна интересовала газовских инженеров. Результатом стал выпускавшийся серийно М72 («Победа», скрещенная с ГАЗ-69), который впору считать прапрадедом AMC Eagle и прочих Outback, а также опытный М73. Последний представлял собой коктейль из модифицированного двухдверного (!) кузова Москвич-402 и все того же ГАЗ-69. В 1954 году завод построил вариант с кузовом купе и пикап. Двухдверка превосходила ГАЗ-М72 по проходимости, но имела ряд недостатков вроде тесного салона и на конвейер не попала. ГАЗ-ТР «Стрела» Авиамобиль или автосамолет? И то, и другое. Перед вами одно из самых невероятных творений отечественных инженеров, прямо использующий ряд решений из мира авиации и задуманное как болид для установления мирового рекорда скорости. Первое и главное: «Стрела» – это первая в мире машина с двигателем от истребителя. В данном случае болид с кузовом из алюминия и дюраля был вооружен силовой установкой от МиГ-17. Аббревиатура ТР в названии означает «турбореактивный». Подвеска от ГАЗ-12, колеса – от истребителя МиГ-15. Расчетная максимальная скорость «Стрелы» превышала 700 км/ч, но ввиду отсутствия в те времена специальной трассы для испытаний и, что важно, высокоскоростных шин, пределом во время испытаний должны были стать 300 км/ч. Но не сложилось – заезд на территории Горьковского военного аэродрома закончился аварией, после чего работы над проектом прекратились. Учитывая динамику и скоростные показатели ГАЗ-ТР, разработчики использовали не автомобильные тормоза, а парашют. Именно это решение повсеместно используется на дрэгстерах. ГАЗ-18 Крошечная двухдверка – еще одно дитя пятидесятых, которому не суждено было стать серийным из-за отсутствия производственных мощностей. Конструкция автомобильчика интересная! Привод задний, 18-сильный двухцилиндровый двигатель расположен позади салона, а коробка передач автоматическая. ГАЗ-56 Грузовик как грузовик? А вот и нет! Для своего времени ГАЗ-56, предвещавший смену устаревшей «полуторке» ГАЗ-ММ, вышел весьма передовым! Конструктивными новшествами стал верхневальный двигатель с форкамерно-факельным воспламенением топливно-воздушной смеси, электромуфта вентилятора системы охлаждения, телескопические амортизаторы, герметичные барабанные тормоза и самоблокирующийся дифференциал кулачкового типа. Увы, танец на острие прогресса не позволил автомобилю потрудиться на благо советского народа, несмотря на постройку предсерийных прототипов. Одной из главных причин стала дорогая подготовка производства. ГАЗ-16 Инженерные эксперименты в начале шестидесятых привели к созданию семейства удивительных наземных – да, эти штуковины не летают! – аппаратов. Можно подумать, что ГАЗ-16А – это водоплавающая «птица», но на самом деле перед нами внедорожник, использующий область повышенного давления под днищем для покорения распутицы. Другими словами, это судно на воздушной подушке, но с… колесами! Одна из главных изюминок аппарата – его шасси. Для езды по дорогам используется независимая подвеска, но как только на горизонте появляется оффроуд, гидравлический привод прячет ее, а пара вентиляторов диаметром 1200 мм загоняют под днище воздух, поднимая машину над дорогой на высоту до 150 мм. На твердой поверхности ГАЗ-13А способен развивать до 170 км/ч благодаря 5,5-литровой «восьмерке» мощностью 195 л.с. от ГАЗ-13 «Чайка». Казалось бы, отличный многоцелевой автомобиль, но на деле это было не так. Область применения оставалась неясной, да и конструктивных недостатков имелось немало. ГАЗ-66-32 Если бы, не дай бог, во времена Холодной войны главы сверхдержав решили нажать на красные кнопки, то экспериментальная «Шишига» точно пригодилась. Спецмашина создавалась для действий в не самых приятных условиях, где полно радиации или же наличествует химическое и бактериологическое заражение местности. Многослойный кузов усилен свинцовыми листами, препятствующими проникновению радиации. ГАЗ-24-95 Седан с увеличенным дорожным просветом это не только Subaru Outback и Volvo S60 Cross Country, но и вот такая «Волга» 1974 года – на агрегатах УАЗ-469, но безрамная. Всего было построено пять таких красавиц, причем одной пользовался Леонид Ильич Брежнев в охотничьем угодье Завидово. По некоторым данным, выжило два экземпляра, включая брежневский. ГАЗ-44 В начале семидесятых газовцы работали над линейкой армейских грузовиков, но потерпели неудачу… Основным транспортным средством в гамме трех- и четырехосных машин грузоподъемностью 2-5 тонн стал ГАЗ-44 с колесной формулой 8x8. Автомобиль планировалось устанавливать двигатель (силовой агрегат размещен позади кабины) и элементы трансмиссии от перспективных грузовиков ГАЗ, а мосты, подвеску, тормозные механизмы и колеса позаимствовать у БТР-70. Автомобиль «Шишигой» «за плечами» – единственный построенный прототип. Путевку в жизнь он так и не получил, поскольку уступил продукции Брянского и минского завода. ГАЗ-3106 «Атаман II» А ведь у УАЗ «Патриот» мог появиться конкурент с не менее громким названием и сопоставимой ценой! В своей новейшей истории ГАЗ не единожды экспериментировал с внедорожниками, но до конвейера их так и не доводил. После первой версии пикапа «Атаман» и универсала «Атаман-Егерь» на его базе последовал ГАЗ-3106 «Атаман». Передок его чем-то напоминает Cadillac Escalade второго поколения, а в ракурсе сзади нет-нет, да и появятся «патриотические» ассоциации. В отличие от ульяновского «проходимца» с жестким подключением передней оси, опытный образец располагал постоянным полным приводом. В арсенал средств по борьбе с оффроудом входила блокировка межосевого дифференциала и понижающая передача, но динамика с 2,4-литровой «четверкой», очевидно, могла устроить разве что меланхоличных водителей. ГАЗ-3120 «Комбат» Не самая удачная попытка интерпретировать облик ГАЗ-69 на современный лад, зато какой конструктив! Рама, при этом независимая подвеска и постоянный полный привод.

"Стрела", "Украинец", "Комбат" и другие малоизвестные машины ГАЗ, которые опередили время
© Авторамблер