Войти в почту

Почему девушки выбирают профессию машиниста метро

В будущем году столичный метрополитен отметит 90-летие со дня своего рождения. С первых лет работы наравне с мужчинами управляли метропоездами и женщины. Но к 1980-м годам профессию признали вредной для представительниц прекрасного пола. С обновлением инфраструктуры и самого подвижного состава в 2020 году "вредность" отменили. Если год назад поезда водили порядка 70 девушек, сейчас их уже более 100. Конечно, это совсем немного на общем фоне - всего в подземке 5,5 тысячи машинистов. Но тенденция налицо - число женщин, которые водят под землей составы, растет. Что привлекает их в мужской специальности, рассказала "РГ" 25-летняя очаровательная машинист с необычным именем Медина Тракич.

Почему девушки выбирают профессию машиниста метро
© Российская Газета

На поезде "Москва" Медина возит пассажиров Филевской линии уже третий год. Женщин за пультом управления поезда в столице можно встретить еще на Некрасовской линии. Связано это с тем, что только на этих двух линиях все поезда такие же современные, а сами линии довольно короткие - не больше 20 километров в одну сторону. Встретились мы с Мединой на КПП у электродепо "Фили". В этот день она работала в ночную смену. Всего же в метро смен три: две дневные и ночная (с 16.50 до закрытия метро и четыре часа после его открытия). Ночь провести можно в комнате отдыха. "Многие думают, что в работе девушек и мужчин-машинистов есть отличия, - говорит Медина Тракич. - На самом деле - ни одного! Одинаковая форма, графики работы, нагрузка, обязанности - безопасно довезти пассажира из точки А в точку..." И продолжает: "Даже отпуск у нас одинаковый - 42 дня, такая же заработная плата, соцпакет и прочее. Большинство из нас на работе предпочитают носить не юбку, а брюки". И тут же продемонстрировала почему - влезать в кабину поезда с платформы по вертикальным железным ступенькам в брюках удобнее.

К тому же Филевская линия наземная, зимой в брюках там теплее. Рабочий день у Медины начинается не с наведения красоты в удобном ортопедическом кресле кабины машиниста. За час до начала смены она, как и остальные сотрудники, проходит медосмотр: алкотест, измерение пульса и давления. Знакомится с документацией, маршрутным листом, а потом принимает поезд с обязательной проверкой ходовой части, дверей и тормозов. "В детстве я любила играть в куклы и мягкие игрушки. Первое же мое образование - Московский государственный университет геодезии и картографии, который я окончила с красным дипломом. Даже год поработала по специальности. Но меня всегда восхищала ответственность за пассажиров и многозадачность, которые необходимы машинисту. И когда в Корпоративном университете московского транспорта открыли набор девушек, пошла не раздумывая. Полгода проучилась (сейчас учат всего 4,5 месяца) и стала водить поезда", - вспоминает начало своей карьеры Тракич.

От Капотни, где живет девушка, до Филей на работу она едет примерно два часа в одну сторону. "Некрасовка" гораздо ближе, но переходить с линии на линию Медина не хочет, привыкла к своей открытой ветке. Вот она садится за пульт управления, загораются мониторы бокового вида, датчики, на дисплее отображается скорость состава, время до станции, уровень давления воздуха в тормозной магистрали и напряжение в электросетях... Во время пути машинист должен одновременно следить за всеми показателями приборов, а также смотреть на пути, знаки и сигналы светофора. "Ты ответственен за самое главное - жизнь и здоровье пассажиров. В часы пик мой поезд перевозит около 2,5 тысячи человек", - говорит с гордостью машинист и тут же уточняет, что в поезде "Москва" три варианта тормозов. Основной - рычаг контроллера (движение вперед - и состав начинает двигаться, назад - тормозить). На пульте управления есть кнопка резервного тормоза. И отдельно сбоку есть стоп-кран.

Во время движения руку на стоп-кране держит помощник машиниста, он исполняет функцию автоматики, которой на открытой ветке нет. А вот за состоянием машиниста наблюдает умная система "антисон", она считывает симптомы усталости и подает сигнал машинисту и диспетчеру Ситуационного центра столичного метро. "Очень люблю работать в новогоднюю ночь - за два года дважды повезло, - говорит Медина. - Пассажиры заряжают своим оптимизмом, хорошим настроением. Есть и те, кто по громкой связи поздравляет с праздником. И всегда удивляются, что поезд ведет женщина". Такие же эмоции часто испытывают дети, увидев за пультом управления не мужчину, а девушку.

Женщин за пультом управления поезда можно встретить только на Филевской и Некрасовской линиях

Раз в месяц машинистам напоминают о действиях в аварийной ситуации. "Фили не сложнее другой ветки, но при наземном расположении, бывает, вносит коррективы погода на процесс разгона и торможения, - продолжает она. - Очень люблю станцию "Кутузовская" - у нее единственная открытая изогнутая платформа, да еще и с подъемом!"

Как отмечает Тракич, украсить поезд ничем нельзя, это будет отвлекать. "Да это и не нужно. Я делю дом и работу. Дома меня ждет кот Тиша, недописанная картина. Иногда хожу в спортклуб танцевать зумбу, это помогает восстановить силы, люблю плести из бисера и путешествовать", - делится Медина. На прощание всем советует выбирать профессию только по любви. "Когда чувствуешь, что это твой путь, нужно идти по нему, невзирая ни на какие предрассудки".

Тем временем к ее составу подключили "высокую удочку" - передвижной кабель высокого напряжения, он помог выехать поезду из депо и пойти в новый рейс до станции "Александровский сад".

Кстати

Средняя зарплата машиниста в Московском метрополитене - от 154 тысяч рублей. Узнать о программе обучения по специальностям столичного метро можно у чат-бота Александры или по телефону: +8 (800) 220-22-02.