Войти в почту

Сергей Собянин: Завершили сложнейшую реконструкцию участка Площадь Трех Вокзалов — Курская для МЦД-2 и будущего МЦД-4

После второго этапа масштабной реконструкции открылась станция Площадь Трех Вокзалов. На церемонии присутствовали Мэр Москвы Сергей Собянин и генеральный директор ОАО «РЖД» Олег Белозеров. Они также осмотрели реконструированный участок Площадь Трех Вокзалов — Курская будущего четвертого Московского центрального диаметра (МЦД-4).

Сергей Собянин: Завершили сложнейшую реконструкцию участка Площадь Трех Вокзалов — Курская для МЦД-2 и будущего МЦД-4
© Mos.ru

По словам Сергея Собянина, когда в 2019 году принималось решение о реконструкции этого участка, на работы такого масштаба сложно было решиться. Проект реконструкции железнодорожной инфраструктуры внутри Москвы он назвал самым сложным за всю ее историю и одним из сложнейших в мире.

«Сделали участок на полтора года раньше срока. Проложены новые пути, возведен, по сути, новый вокзал, построены три эстакады, три путепровода. И все это в центре города без перекрытия движения поездов, метрополитена, автомобильного движения. Сегодня это дает полную уверенность, что МЦД-4 будет запущен уже в этом году. Будут поезда ходить с интервалом три минуты. Мы уже восстановили движение на МЦД-2, по которому поезда следовали с увеличенным интервалом в связи с реконструкцией», — отметил Мэр Москвы.

Сергей Собянин подчеркнул, что «Российские железные дороги» совершили подвиг, реализовав столь сложный проект, и поздравил с большим событием его участников.

Генеральный директор ОАО «РЖД» Олег Белозеров назвал этот проект уникальным. Благодаря таким проектам железная дорога становится транспортом будущего для агломераций. Здесь выверена каждая деталь: продумано движение транспорта, защита от шума, перенос коммуникаций, укрепление соседних зданий, в числе которых памятники архитектуры. По словам Олега Белозерова, новые транспортно-пересадочные узлы нужно называть московскими городскими вокзалами.

«Тот комфорт, с которым создаются эти пространства, на несколько уровней уже опережает время. Это действительно будущее. Этот вокзал отличается тем, что есть видеоинформационное табло, кроме всех других составляющих, которые дают возможность себя чувствовать нормально практически любому пассажиру, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья. Здесь видеотерминал дает возможность получать консультации, в том числе и в тактильном виде и на русском языке жестов. То есть практически для пассажиров все условия здесь созданы, в том числе установлены эскалаторы и лифты», — рассказал глава ОАО «РЖД», добавив, что при этом удалось сохранить архитектуру императорского павильона 1896 года.

Реконструкция участка Площадь Трех Вокзалов — Курская является важнейшим этапом подготовки к открытию МЦД-4 «Калужско-Нижегородский».

«Нам предстоит собрать все силы в кулак и запустить в ближайшее время два диаметра — МЦД-3 и МЦД-4 — я думаю, крупнейшие в Европе транспортные проекты. Но они на этапе завершения, теперь надо просто сконцентрироваться и приложить усилия, чтобы закончить эту гигантскую работу, которую мы вместе с вами проводили все это время», — добавил Сергей Собянин.

Реконструкция участка Площадь Трех Вокзалов — Курская

Благодаря модернизации двух существующих и строительству третьего и четвертого главных путей пропускная способность участка увеличилась более чем в два раза — до 22 пар поездов в час. Это позволит организовать параллельное движение поездов МЦД-2 и МЦД-4 с интервалом около трех минут в часы пик.

«Все заново сделано: все пути новые, контактная сеть новая, вся система безопасности — все с нуля. Все переделали, чтобы работало как часы», — рассказал заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Олег Тони.

Работы на участке Площадь Трех Вокзалов — Курская завершились в июне 2023 года — примерно на полтора года раньше, чем по первоначальному плану. Приблизить их окончание удалось благодаря грамотной организации строительства и максимально плотному графику работ.

В частности, специалисты выполнили следующие основные работы:

— реконструировали существующие первый и второй главные пути, построили новые третий и четвертый главные пути — в общей сложности проложили 16,5 километра новых путей;

— построили три железнодорожные эстакады — две однопутные и одну двупутную;

— реконструировали три автомобильных путепровода на улицах Новой Басманной, Старой Басманной и Казакова, а также пешеходный переход в Хомутовском тупике.

Учитывая, что участок Площадь Трех Вокзалов — Курская располагается в плотной городской застройке, важнейшей задачей проекта реконструкции стало снижение негативного шумового воздействия железнодорожного транспорта на близстоящие дома. Для этого было создано 1,86 километра подпорных стен, установлены шумозащитные экраны, полностью уложены бесстыковые пути на специальном основании с виброизолирующими подбалластными матами, а также заменены окна в жилых домах, которые находятся рядом, на шумозащитные.

В результате уровень шумового воздействия снизится на 40 процентов, несмотря на двукратный рост интенсивности движения поездов после открытия МЦД-4.

Площадь Трех Вокзалов

В рамках проекта фактически заново построили городской вокзал, включающий платформы МЦД-2 и МЦД-4 с общим пассажирским терминалом. Работы выполнялись с применением современных технологий и в соответствии с самыми строгими требованиями безопасности. Название — Площадь Трех Вокзалов — выбрали москвичи, проголосовавшие на портале «Активный гражданин».

С июля 2022 года для пассажиров уже действует новая островная платформа МЦД-2 с навесом на всю длину и первая очередь пассажирского вестибюля с лифтом, эскалаторами, турникетами и кассами, обеспечивающая комфортный выход пассажиров на платформу. Путь от станции метро «Комсомольская» до поездов Московского центрального диаметра стал втрое быстрее, сократившись до трех минут.

Недавно завершилось строительство второй платформы МЦД-4, а также открылась вторая очередь (западная часть) пассажирского вестибюля — дополнительные турникеты обеспечат более комфортный вход и выход пассажиров.

«Площадь Трех Вокзалов» — крупнейший транспортно-пересадочный узел (ТПУ) России. Его пассажиропоток составляет около 350 тысяч человек в сутки. Предполагается, что к 2030 году этот показатель увеличится до 650 тысяч человек.

Сегодня ТПУ объединяет крупнейшие системы рельсового транспорта Москвы: три центральных вокзала, две станции метро, действующую станцию МЦД-2 и наземный городской транспорт — автобусы и трамваи.

Ежедневно по площади проезжает свыше 60 тысяч автомобилей, а прилегающие к ней Каланчевская и Краснопрудная улицы обеспечивают связь трех вокзалов с крупнейшими дорожными магистралями города — Садовым и Третьим транспортным кольцом. На площади организовано движение трамваев, имеются автомобильные парковки, зоны для посадки и высадки пассажиров такси и личного транспорта.

Курский вокзал

В 2020 году началась реконструкция Курского вокзала, чтобы адаптировать транспортный узел для работы МЦД. Уже построили три новые платформы, а в существующем подземном вестибюле обустроили комфортный зал для пассажиров с фуд-зоной. Продолжают реконструкцию существующих платформ, а также строительство нового подземного терминала для поездов дальнего следования площадью 7,2 тысячи квадратных метров с отдельным входом.

Специалисты расширяют подземные переходы. После завершения работ на ТПУ «Курская» появится новая удобная пересадка на станцию метро «Чкаловская» Люблинско-Дмитровской линии. Пассажирам не придется выходить на улицу, а время пересадки сократится в 1,5 раза — с пяти до трех минут.

Все работы проводятся по специальному графику — без остановки движения поездов. Реконструкция платформ и пассажирской инфраструктуры завершится в конце 2024 — начале 2025 года. Полностью закончить масштабную модернизацию ТПУ «Курская», включая интеграцию с метро и переустройство исторической части, планируется в 2027 году.

МЦД-4

Протяженность будущего МЦД-4 «Калужско-Нижегородский» составит 86 километров. На линии будет 37 остановочных пунктов на момент открытия движения. Конечными станциями диаметра станут Апрелевка и Железнодорожная.

Четвертый диаметр пройдет через Москву с запада на восток и свяжет семь центральных железнодорожных вокзалов столицы: Курский, Ярославский, Казанский, Ленинградский, Савеловский, Рижский и Белорусский. Еще одна особенность МЦД-4 — самое большое количество пересадочных станций. Здесь их будет 19 — с десятками вариантов пересадок на метро, Московское центральное кольцо и другие диаметры.

Современные комфортные поезда на МЦД-4 будут следовать с интервалами до трех минут в часы пик и без дневных перерывов. Суточный пассажиропоток к 2030 году может составить 455 тысяч человек, что на 84 процента больше текущего показателя. Всего поезда на МЦД-4 смогут перевозить 1,4 миллиона пассажиров в сутки.

По предварительным расчетам, только для поездок внутри столицы линией будут пользоваться около 30 миллионов человек в год.

Открытие МЦД-4 улучшит транспортное обслуживание более 20 районов Москвы. Добираться до столицы смогут быстрее жители Апрелевки, Реутова, Железнодорожного и других населенных пунктов ближнего Подмосковья. За счет перераспределения пассажиропотоков разгрузятся участки Кольцевой, Калининской, Солнцевской и других линий московского метро, а также вылетные магистрали — Киевское, Боровское, Носовихинское шоссе, шоссе Энтузиастов.

С точки зрения строительства МЦД-4 — самая сложная линия наземного метро. Для его открытия нужно связать между собой разрозненные направления Московской железной дороги (Калужское и Нижегородское). При этом диаметр пройдет через пути Белорусского, Рижского и Курского направлений МЖД. Поэтому сегодня на нескольких участках будущего диаметра проводят сложнейшие работы. Специалисты ведут:

— строительство дополнительных третьего и четвертого главных путей на Калужском направлении МЖД;

— строительство соединительной ветви между Калужским и Белорусским направлениями Московского железнодорожного узла;

— реконструкцию участка Москва-Пассажирская-Курская — Нижегородская (бывшая Карачарово) со строительством дополнительных главных путей;

— строительство третьего и четвертого главных путей на участке Площадь Трех Вокзалов (бывшая Каланчевская) — Марьина Роща.

Уже завершена реконструкция участка Москва-Пассажирская-Курская — Площадь Трех Вокзалов (бывшая Каланчевская);

Итоги развития инфраструктуры МЦД и планы

Помимо продолжения строительства новых и реконструкции существующих путей, в 2022 году на Центральном транспортном узле завершили строительство и реконструкцию пригородных вокзалов:

— Минская будущего МЦД-4 (открыт в апреле 2022 года — первый этап, в декабре 2022 года — второй этап);

— Толстопальцево будущего МЦД-4 (открыт в мае 2022 года);

— Печатники МЦД-2 (открыт в июне 2022 года);

— Площадь Трех Вокзалов МЦД-2 / будущего МЦД-4 (открыт в августе 2022 года — первый этап);

— Окружная МЦД-1 (северный вестибюль станции открыт в ноябре 2022 года, завершено формирование транспортно-пересадочного узла «Окружная»);

— Мещерская будущего МЦД-4 (открыт в ноябре 2022 года);

— Переделкино будущего МЦД-4 (открыт в декабре 2022 года).

Также заработал новый терминал для поездов «Аэроэкспресс» в северном терминальном комплексе аэропорта Шереметьево. Теперь пассажиры могут добираться из Москвы до терминалов В и С без пересадок.

На 2023 год запланировано открытие новых диаметров наземного метро — МЦД-3 «Ленинградско-Казанский» и МЦД-4 «Калужско-Нижегородский».

Кроме того, завершат строительство и реконструкцию 14 железнодорожных станций. Это Лесной Городок будущего МЦД-4 (открыта 31 января 2023 года), Очаково будущего МЦД-4 (открыта 6 марта 2023 года), Марьина Роща МЦД-2 и будущего МЦД-4 (новая, первый этап открыт 2 марта 2023 года), Площадь Трех Вокзалов МЦД-2 и будущего МЦД-4 (второй этап завершен 2 июня 2023 года), Тимирязевская МЦД-1, Зеленоград — Крюково будущего МЦД-3, Ольгино будущего МЦД-4 (новая), Поклонная будущего МЦД-4, Кутузовская будущего МЦД-4 (новая), Тестовская будущего МЦД-4 (новая), Белорусская МЦД-1 и будущего МЦД-4, Лианозово МЦД-1, Курская МЦД-2 и будущего МЦД-4, Петровско-Разумовская МЦД-1 (новая).