Войти в почту

Вторая жизнь для трамвая и автобуса

В городах предлагают уложить новые трамвайные пути, по дорогам пустить электробусы и заменить старые трамваи и троллейбусы на современные - с кондиционерами, обогревателями, пандусами для инвалидов и видеокамерами.

Вторая жизнь для трамвая и автобуса
© Мир новостей

Если все пойдет по плану, россияне будут кататься с ветерком и комфортно. Правда, когда это произойдет, неизвестно - темпы обновления транспортной инфраструктуры городов будут зависеть от объемов финансирования.

ГДЕ ВЗЯТЬ ДЕНЬГИ?

В начале 1990-х Россия была мировым лидером по количеству городов, в которых есть электротранспорт. В 1995 году на нем передвигались жители 126 населенных пунктов. За последние 30 лет в 20 городах исчезли трамваи и троллейбусы, длина трамвайных путей сократилась с 7 до 5 тысяч километров, 56% трамваев старше 25 лет, а 40% троллейбусов - старше 15 лет.

По данным Минтранса, 12 млрд городских жителей ежегодно пользуются наземным общественным транспортом. В троллейбусах и трамваях ездят более 14% из них (1 млрд 800 млн человек), остальные используют для передвижения автобусы. И если в крупных городах технику обновляют, то в небольших населенных пунктах люди трясутся на старых пазиках и газелях.

В ведомстве заявили, что обновить общественный транспорт, сделав его комфортным для пассажиров, можно за восемь лет и 1,1 трлн рублей. В 2023 году надо запустить новую федеральную программу объемом не менее 500 млрд рублей. Но где взять деньги, если в проекте федерального бюджета на 2023 год такие расходы не предусмотрены и, как говорил еще в сентябре Михаил Мишустин, бюджет на следующие три года будет дефицитным?

В Госдуме тему модернизации электротранспорта обсудили на парламентских слушаниях, и депутаты предложили часть ответственности за замену городского электротранспорта переложить на регионы. Самые богатые, наверное, справятся с этой задачей. А вот что делать небогатым, никто не разъяснил. Впрочем, в ряде городов нужно просто все начинать с нуля: количество подвижного состава в стране уменьшилось почти вдвое, а пятая часть трамвайных путей отправилась в утиль. Депутаты получают сотни писем с просьбой спасти городской электротранспорт в Астрахани, где закрылось троллейбусное движение, Белгороде, Орле и других городах, но эффект пока нулевой.

Между тем есть постановление кабмина, по которому регионы получают бюджетные кредиты в рамках госпрограммы. Свой план по объединению возможностей производителей техники и потребностей регионов утвердил и наблюдательный совет Внешэкономбанка. Общая стоимость действующей правительственной программы - 392 млрд рублей (247 млрд выделил банк, остальное - из Фонда национального благосостояния). На эти средства профинансированы проекты по модернизации городского транспорта в Курске, Красноярске, Перми, Ростове-на-Дону, Южно-Сахалинске, Саратове, Липецке, Нижнем Новгороде, Волгограде, Краснодаре, Ярославле. Там реконструировано и построено 619 км трамвайных путей, отремонтированы трамвайные депо, закуплено 818 новых трамваев и 105 электробусов.

Кроме того, в рамках концессионных соглашений открылась трамвайная линия Екатеринбург - Верхняя Пышма, а в Таганроге реконструировали трамвайные пути, запустили два новых маршрута и купили 50 трамваев. После того как они вышли на линию, город буквально ожил.

НЕ РОСКОШЬ, А СРЕДСТВО ПЕРЕДВИЖЕНИЯ

Бюджетные кредиты, резервный фонд, концессионные соглашения и программы Внешэкономбанка - инструменты, безусловно, успешные, но их явно недостаточно. «Так мы и за 50 лет не сможем обновить подвижной состав в стране», - говорит председатель комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Евгений Москвичев. По словам народного избранника, за развитие общественного транспорта в городах должны нести ответственность не только муниципалитеты, но и федеральные власти. Городской общественный транспорт относится к ведению городов, но у нас все они, за исключением нескольких, дотационные и самостоятельно не способны решить вопрос с модернизацией электротранспорта.

Однако дело не только в недостатке денег. Ежегодно в стране выпускается 200 троллейбусов. Если брать средний износ техники, на обновление парка нам и 10 лет не хватит. Но у главы Минтранса Виталия Савельева есть рецепт, как ускорить процесс. Он уверен, что у заводов есть силенки, чтобы нарастить производство и выпускать в год более 700 трамваев и тысячу троллейбусов. Проблема лишь в том, что каждая единица техники стоит порядка 60 млн рублей.

Чтобы регионы смогли позволить себе такую роскошь, им нужно помочь с финансированием. Еще лучше, если в федеральном бюджете появится отдельная строчка о целевом финансировании программы по модернизации наземного транспорта. Только так старую технику можно будет отправить на свалку и заменить ее современными трамваями, троллейбусами и электробусами.

Во всей этой истории с модернизацией городского электротранспорта не понятно только одно: почему тему подняли сейчас, а не лет пять

назад, когда страна не вела спецоперацию, заводы работали без перебоев, а госбюджет не трещал по швам?

Елена Хакимова.

Фото: Л. Зыков/АГН «Москва».