Системный кризис метростроения Петербурга связали с монополией МССС
Закрытие на реконструкцию станции метро «Чернышевская» в Петербурге вызвало широкий общественный резонанс, связанный с риском возможного нарушения сроков сдачи объекта. В экспертном сообществе отмечают, что такие глобальные проекты в Северной столице «идут со скрипом» по причине монополии в сфере метростроения, при этом выделяемые из бюджета средства уходят совершенно на другие цели.
В минувший вторник, 25 октября, станция метро «Чернышевская» была закрыта на ремонт, что уже привело к массовым скоплениям людей на других ближайших станциях. Однако проблема с объектами подземки в Северной столице носит гораздо более глобальный характер. Как напоминают активисты движения «Город перемен», сегодня в Петербурге 72 станции и 124,8 километра путей, но даже с ними город не может совладать. Самые новые постоянно протекают при малейшем дожде, а в ближайшие полгода будут закрыты еще две станции: в декабре уйдет «Политехническая», а в начале следующего года – «Ладожская».
Ежедневный пассажиропоток станции метро «Чернышевская», по информации активистов, составляет почти 46 тысяч человек. Такое большое количество людей объясняется территорией, которую охватывает «Чернышевская». Но данное обстоятельство не стало поводом для более тщательной подготовки к ремонту такой важной станции. Дело в том, что изначально открытие станции было запланировано на ноябрь 2023 года, и в конце августа Комитет по развитию транспортной инфраструктуры утверждал, что никаких переносов не планируется.
Но не прошло и полгода, как «Метрострой Северной столицы» (МССС), отвечающий за строительство подземки в Петербурге, пообещал открыть станцию уже к маю 2024-го. При этом в компании утверждают, что 19 месяцев на реконструкцию якобы было заложено изначально, что в очередной раз указывает на отсутствие коммуникации между городскими организациями и структурами Смольного.
Не обошлось без нарушения сроков и со станцией метро «Ладожская», ремонт которой начнется позже назначенной даты. Перед закрытием в районе планировалось запустить трамвайные шаттлы до метро «Новочеркасская», но власти, как всегда, «не успели». При этом стоит отметить, что ежедневный пассажиропоток на «Ладожской» составляет более 79 тысяч человек. По мнению уполномоченного представителя Санкт-Петербургского университета технологий управления экономики Сергея Цыпляева, причиной постоянных срывов при строительстве и ремонте метро в Северной столице является монополия в данной отрасли.
«Глобальные проекты, я думаю, будут идти со скрипом и деньги пойдут на совершенно другие цели. И те, кто строит, и те, кто принимает – две стороны одной медали, но чаще всего такие проблемы возникают там, где есть монополия. У нас монопольный строитель всегда был и по-прежнему сохраняется, мы никого не хотим пускать на этот рынок, а монополия всегда означает две вещи: низкокачественно и дорого», – подчеркнул эксперт.
Как отмечает «Город перемен», ситуация с «Чернышевской» и «Ладожской» – далеко не первый случай халатности по отношению к ремонту станций петербургского метрополитена. Например, открытие «Технологического института» после ремонта переносилось неоднократно. Сначала работы должны были окончиться в феврале 2021 года, потом в декабре, затем в январе, а в итоге дотянули аж до апреля 2022-го. Это связано с тем, считают активисты, что у нынешнего подрядчика попросту не хватает ресурсов, чтобы все работы выполнять вовремя. Именно поэтому губернатор Александр Беглов сократил финансирование развития метро на 17,1 миллиарда рублей – не для того, чтобы сэкономить средства, а потому, что работы элементарно не могут быть выполнены физически.
Напомним, по информации СМИ, фактически старт реконструкции «Чернышевской» затянется на полтора-два месяца, на протяжении которых станция будет простаивать закрытой. Это связано с тем, что в Смольном не успели в срок подготовить всю необходимую разрешительную документацию. В результате это приведет к переносу сроков открытия объекта, которые могут перенести, как минимум, с весны на лето 2024 года.