В мире
Новости Москвы
Политика
Общество
Происшествия
Наука и техника
Шоу-бизнес
Армия
Игры

Заместитель начальника метро по развитию клиентских сервисов и работе с пассажирами Жанна Ермолина в программе «Город дорог» на радиостанции «Говорит Москва». Выпуск от 24 июня 2022 года.

В нашей стране станет первым городом, где оплата через Систему быстрых платежей заработает в таком масштабе. Мы готовы делиться своим опытом с другими регионами. На наш взгляд, оплата по СБП имеет хорошую перспективу развития, ведь это быстро, удобно и выгодно. : У микрофона Анна Соловьёва, здравствуйте. Это программа «Город дорог». У нас сегодня в гостях заместитель начальника метро по развитию клиентских сервисов и работе с пассажирами Жанна Ермолина. Добрый день, Жанна. Ж.ЕРМОЛИНА: Здравствуйте. А.СОЛОВЬЁВА: Очень приятно вас видеть снова. И сегодня тема у нас такая: Система быстрых платежей и билетная транспортная система Москвы. Ближайшие 20 минут мы будем это обсуждать. Жанна, насколько я знаю, на прошлой неделе на питерском форуме объявили о запуске в транспорте Системы быстрых платежей. Что вообще это за система? Ж.ЕРМОЛИНА: Да. Система быстрых платежей — это разработка и Национальной системы платёжных карт. Система была придумана для простых и быстрых переводов денежных средств между людьми и между людьми и организациями. То есть, простыми словами, это платёж, который мгновенно зачисляется со счёта покупателя на счёт продавца. Напрямую. Для оплаты по СБП человеку не нужна банковская карта, достаточно иметь счёт в банке. Чтобы совершить оплату на транспорте, пассажиру достаточно отсканировать QR-код. И всё, после подтверждения платёж пройдёт автоматически. А.СОЛОВЬЁВА: Вообще, зачем всё это было создано, зачем это нужно, и в чём преимущество именно этого способа оплаты? Ж.ЕРМОЛИНА: Пассажирам, которые привыкли использовать смартфон для оплаты, будет удобно оплачивать проезд в транспорте. Особенно технологию оценят владельцы iPhone, так как они очень привыкли использовать и не пользоваться банковскими картами. Так как у них забрали эту возможность в этом году, как мы знаем, Система быстрых платежей позволит им вернуться к полноценной бесконтактной оплате, бесконтактной безналичной оплате. Кроме того, благодаря СБП возможность оплачивать смартфонами появилась у тех пассажиров, чьи телефоны не были оснащены технологией NFC — беспроводной передачи данных. Для оплаты через СБП человеку достаточно иметь смартфон, который оборудован камерой, приложением банка, и доступно к мобильному интернету. А камеры, как мы знаем, сейчас есть уже практически на всех смартфонах. А.СОЛОВЬЁВА: Просто на всех, по-моему. Ж.ЕРМОЛИНА: Да. А.СОЛОВЬЁВА: Когда СБП заработает в московском транспорте? Ж.ЕРМОЛИНА: Ну, как мы объявили на питерском экономическом форуме, с 17 числа у нас заработала СБП-оплата на всех кассах Большой кольцевой линии. Соответственно, также можно пополнять парковочный счёт в приложении «Парковки России» при помощи СБП. Пока этот сервис работает в тестовом режиме. А.СОЛОВЬЁВА: А как оплатить проезд в кассе метро по СБП и в «Парковках России»? Ж.ЕРМОЛИНА: Платёж проходит в несколько этапов. Кассу, которая принимает оплату по СБП, можно узнать по специальному стикеру. Пассажиру необходимо предупредить кассира о том, что он хочет оплатить через СБП. Дальше на терминале нужно выбрать «Оплату по СБП», нажать кнопку специальную и отсканировать QR-код с помощью камеры. Остаётся только подтвердить платёж в своём мобильном банке — приложении, — и деньги спишутся напрямую с банковского счёта за несколько секунд. В приложении «Парковки России» нужно зайти в раздел «Пополнить счёт», выбрать этот способ оплаты — СБП. И у пользователя тоже автоматически перейдёт в приложение банка, где пассажир подтвердит этот платёж, и счёт пополнится. А.СОЛОВЬЁВА: А какая будет комиссия при пополнении, например, парковочного счёта? Ж.ЕРМОЛИНА: Да, это важное преимущество как раз использования Системы быстрых платежей: комиссия для пользователя составит всего 0,65%. Для примера, если пассажир пополняет через счёт мобильного телефона, то данная комиссия составляет 5,6%. Если через банковские карты, то до 1%. То есть, через СБП пассажиры смогут сэкономить до восьми раз. И дальше комиссию мы планируем также снижать, работать совместно с коллегами из Центробанка. А.СОЛОВЬЁВА: Что касается метро и прохода через турникеты: можно ли так же оплачивать проезд? Ж.ЕРМОЛИНА: Пока нет. Но до конца 22-го года мы планируем оснастить все турникеты сканерами, которые будут считывать QR-коды. Это вернёт пассажирам полноценную возможность платить смартфоном прямо на турникете. А.СОЛОВЬЁВА: А какие вообще прогнозы по развитию СБП на других видах транспорта? Ж.ЕРМОЛИНА: До середины 2023 года планируем внедрить данный способ оплаты на наземном транспорте. Также пассажиру нужно будет на валидаторе считать специальный QR-код, отсканировать его смартфоном, и транзакция после подтверждения пройдёт автоматически за пару секунд. И также в первой половине 23-го года добавим пополнение по СБП карт «Тройка» и социальных карт в мобильном приложении транспортного комплекса. То есть, мы ориентируемся, что до 700 тыс. пассажиров московского транспорта в день могут начать пользоваться Системой быстрых платежей в ближайшие несколько лет. А.СОЛОВЬЁВА: Жанна, насколько это популярно в мире? Где-то вообще ещё платят по QR-кодам? Какие прогнозы — будут ли у нас пассажиры пользоваться и почему? Ж.ЕРМОЛИНА: Да, если смотреть на международный опыт, то хорошими темпами оплата по технологии на базе QR-кодов развивается в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Например, в этим способом пользуются чаще, чем оплатой банковскими картами. Всё происходит через приложение, у них давно внедрена эта функция. В нашей стране Москва станет первым городом, где оплата через Систему быстрых платежей заработает в таком масштабе. Мы готовы делиться своим опытом с другими регионами. На наш взгляд, оплата по СБП имеет хорошую перспективу развития, ведь это быстро, удобно и выгодно. И главная причина в том, что не нужно с собой носить карты — то, к чему пассажиры уже очень привыкли уже за время. То есть, можно вернуться к привычной оплате смартфонами различных услуг и товаров, в том числе и проезда в транспорте. А.СОЛОВЬЁВА: А оплачивать по СБП безопасно вообще? Ж.ЕРМОЛИНА: Да, безопасность обеспечена на самом высоком уровне. Во-первых, для оплаты банка отправляется запрос в систему, где формируется уникальный QR-код. Во-вторых, весь процесс происходит в мобильном приложении банка самого пассажира, то есть пассажир сам подтверждает платёж. Перед этим он может проверить сумму и назначение платежа. Только после этого средства списываются со счёта и попадают на счёт, например, Метрополитена, если человек оплачивает «Тройку». Весь процесс занимает минимальное время, и оплата списывается максимально быстро. Помимо самих банков, безопасность оплаты в Системе быстрых платежей обеспечивает Центральный банк России и Национальная система платёжных карт. Также хочется отметить, что СБП — это полностью российская разработка, поэтому в работу системы никаким образом не могут вмешаться, например, из-за рубежа. А.СОЛОВЬЁВА: Это радует, на самом деле, в нынешней ситуации. Жанна, в прошлом году — и мы, кстати, это обсуждали подробно — в прошлом году в метро заработал сервис для оплаты проезда по биометрии, который называется Face Pay. Что сейчас происходит с этим проектом? Пользуются им по-прежнему пассажиры, будет ли он развиваться? Ж.ЕРМОЛИНА: Да. Face Pay — очень амбициозный, технически сложный сервис. Мы постоянно работаем над его улучшением. Сейчас к системе Face Pay подключены все 250 станций. Также запустили на МЦК «Кутузовская», и планируем до конца года оснастить все станции МЦК данной технологией. На данный момент к сервису подключилось уже более 100 тыс. пассажиров, и в день совершается более 6 тыс. поездок по биометрии. Опять же, Москва стала первым городом в мире, где данная система функционирует в таком масштабе. По поручению заместителя мэра Москвы продолжаем внедрять Face Pay на другие виды транспорта. В мае мы запустили тестирование данной технологии на наземном транспорте. Пока один автобус ездит у нас на одном маршруте. Мы увидели живой интерес пассажиров к данному сервису, то есть, планировалось набрать группу тестировщиков из 100 человек. Но буквально за несколько дней у нас пришло 400 заявок. Естественно, мы всех поддержали и приняли в тестирование данного сервиса. А.СОЛОВЬЁВА: Жанна, у меня такой возник интересный вопрос. Вы сейчас рассказали о первой системе Face Pay, установленной на наземном транспорте Москвы. О каком маршруте конкретно идёт речь, и как это происходит технически? Я, как пассажир, могу сказать: я когда захожу в автобус, там же несколько камер. Ж.ЕРМОЛИНА: Да. Первый маршрут — это маршрут №М-3. Он двигается от Серебряного бора до проспекта Будённого, это самый длинный маршрут, пересекающий практически всю Москву. Для данного сервиса мы поставили ещё дополнительные камеры, они установлены прямо рядом с валидатором. Соответственно, над валидатором есть камера с обратной связью, то есть, пассажир видит своё лицо. Когда происходит оплата, то подтверждение происходит уже на валидаторе — зелёная галочка загорается о том, что человек оплатил. Дополнительные камеры, которые стоят в наземном транспорте, обеспечивают именно безопасность. А.СОЛОВЬЁВА: То есть, понятно, что всё это предусмотрели. Ж.ЕРМОЛИНА: Да. А.СОЛОВЬЁВА: В метро этот сервис работает стабильно. Почему снова понадобилось его тестировать в наземном транспорте? Ж.ЕРМОЛИНА: В наземном транспорте, как вы заметили, абсолютно другая логика оплаты проезда. В Метрополитене есть турникеты, есть так называемый барьер, и дальше пассажир проходит, после турникетов не задерживается. Пользователь в наземном транспорте может находиться возле камеры долгое время, то есть, на протяжении всего пути. Нужно обеспечить как раз невозможность двойного списания, чтобы у человека два раза не списалось. Потом, наземный транспорт постоянно двигается. Это значит, различное освещение, различное время суток, в зависимости от погоды. Это тоже очень влияет на качество распознавания. Также из-за того, что наземный транспорт постоянно находится в движении, то, соответственно, и связь, и сеть тоже нужно обеспечить стабильную. Так как, в любом случае, между камерой и сервером, который дополнительно устанавливается в наземном транспорте, нужна стабильная сеть и связь. А.СОЛОВЬЁВА: Несколько месяцев назад в средствах массовой информации появилась информация о том, что в Москве может возникнуть дефицит транспортных карт «Тройка». Правда ли это так? Ж.ЕРМОЛИНА: Нет. Сразу скажу, что это абсолютно не так. Никакого дефицита транспортных карт в Москве не было и не будет. Ещё в 2018 году Метрополитен совместно с создали совместное предприятие. Называется оно «Микрон Секьюрити Принтинг». А.СОЛОВЬЁВА: В Зеленограде. Ж.ЕРМОЛИНА: Да, в Зеленограде. Это центр транспортных компетенций по транспортным проектам АО «Микрон». 50% акций этого совместного предприятия принадлежат метрополитену. И в 19-м году, ещё три года назад, мы совместно с «МСП» начали готовить российский чип для «Тройки». В мае этого года в кассы метро уже поступила первая тысяча полностью российских карт «Тройка». А до конца июня мы получим ещё 200 тыс. карт российского производства. По решению штаба мэра Москвы по поддержке экономики мы заключили с «МСП» пятилетний контракт на поставку «Троек» с отечественным чипом, так что до конца 2027 года мы получим 19 млн отечественных карт. Так что никакого дефицита мы не ожидаем. А недавно была сама на заводе «Микрон» в Зеленограде, где создаются главные элементы карт — это как раз микрочипы. Вы знаете, что это очень сложный и увлекательный процесс. Микрочипы выращиваются только в чистой комнате с мощным кондиционированием, сложной системой очистки воздуха — это важно, чтобы на будущие чипы не попадала пыль, волосы и другие губительные частицы. Поэтому люди здесь работают в специальных защитных костюмах, так исключается возможность какой-либо порчи этого чипа. То есть, это реально очень сложный технический процесс с многоэтапным контролем. Вообще, весь процесс создания чипов очень интересный. Он похож на строительство многоэтажного дома, где каждый этаж — это отдельный технологический слой. Перед созданием чипа нужно изготовить пластину кремниевую. Потом на её поверхность будут наращиваться чипы. Для создания одного рисунка каждого слоя используется процесс, похожий на проявление фотоплёнки, но повторяющийся много раз. Пластину с заранее сформированным светочувствительным слоем засвечивают через фотошаблон с рисунком одного из будущих слоёв чипа. Эта процедура повторяется много раз — столько, сколько раз хватит места на пластине. На одну пластину помещается более 100 тыс. транспортных чипов, а процесс создания этой пластины занимает 2-3 месяца и состоит более чем из трёх тысяч операций. А.СОЛОВЬЁВА: Очень интересно вы сейчас рассказали. На самом деле, я даже была не в курсе, что это настолько сложный процесс. Ж.ЕРМОЛИНА: Да, 2-3 месяца. Поэтому это действительно уникальные технологии, и мы рады, что они есть в России. А.СОЛОВЬЁВА: И будут развиваться, мы очень надеемся. Ж.ЕРМОЛИНА: Конечно. А.СОЛОВЬЁВА: А чем будут отличаться «Тройки» с российским чипом? Ж.ЕРМОЛИНА: Замена чипа никак не повлияла на работу «Тройки», на самом деле. Весь функционал карты остался прежним. Это та же самая «Тройка», только полностью российская. Кроме того, мы с «МСП» продолжаем работать над технологией, к концу года планируем разработать ещё более современный чип для транспортной и банковской сферы. А это значит, что у нас будет больше возможностей для создания новых транспортных и билетных услуг. Здесь мы не уступаем иностранным коллегам. Соответственно, будет и больше памяти, и скорость работы карты увеличена. А.СОЛОВЬЁВА: Не секрет, что в Москве проезд в общественном транспорте довольно дешёвый. Но, может быть, есть какие-то лайфхаки, как можно сэкономить ещё, сделать это ещё дешевле? Ж.ЕРМОЛИНА: Да, есть несколько лайфхаков, которые доступны практически каждому. Сейчас в московском транспорте действуют несколько акций, которые делают поездки выгоднее. К примеру, в метро в рабочие дни можно сэкономить до 50% стоимости поездки по акции «Время ранних». Она была запущена по поручению мэра, и действует в рабочие дня с открытия станций до 7:15 и с 8:45 до 9:15 на двух линиях: Таганско-Краснопресненской и Некрасовской. Акцией ежедневно пользуются свыше 100 тыс. человек. Пассажиры уже сэкономили более 500 млн рублей со старта «Время ранних». Главная цель акции — это изменение времени поездки пассажиров с пиковых часов, чтобы разгрузить вагоны на загруженных участках ТКЛ и Некрасовской линии. Благодаря «Время ранних» уже изменили графики поездок более пяти тысяч человек, а значит, на станциях и в вагонах стало свободнее. Надеемся, пассажиры это тоже заметили. Кстати, скидки на проезд во внепиковое время действуют сейчас в , в Вашингтоне, а в Лондоне в час пик, наоборот, повышенный тариф. В России Москва стала первым городом, где есть подобные проекты и практика применения скидок во внепиковое время. Также действует акция, по которой при оплате проезда смартфоном по карте «Мир» получаешь кешбэк 10 рублей. Если пользоваться «Временем ранних» и кешбэком одновременно, то одна поездка обойдётся всего в 16 рублей, и в год экономия на одного пассажира может составить до 9 тыс. рублей. Текущая акция с кешбэком по карте «Мир» в транспорте уже шестая. И первая была ещё в 19-м году. В этом году по акции пассажиры мостранспорта сэкономили более 80 млн рублей, а всего за шесть акций — почти 900 млн рублей. Ещё одну акцию недавно запустили с «Миром». Она касается покупки годовых абонементов. За покупку билета на 365 дней по карте «Мир» пассажир получает кешбэк 10%, а это 1 950 рублей или 2 445 рублей, в зависимости от типа годового абонемента. Акция продлится до конца года. Также прорабатываем ещё несколько акций, которые скоро объявим для пассажиров. Все эти акции стали реальны благодаря нашей билетной системе и работе с партнёрами, которая была признана экспертами лучшей в мире на международных премиях. А.СОЛОВЬЁВА: Оплата по карте с кешбэком — это здорово. Но в метро не на всех турникетах можно платить банковской картой. Ж.ЕРМОЛИНА: Да, ещё хочу внести ясность: кешбэк 10 рублей при оплате физической картой «Мир» на турникетах нет. Акция действует при оплате проезда смартфоном через Mir Pay или Samsung Pay. Что касается оплаты банковской картой на турникетах, могу порадовать слушателей, что до конца года мы все турникеты метро оборудуем ридерами для приёма банковских карт. В целом, новое оборудование улучшит работу турникетов, они будут быстрее открываться. Сейчас уже обновлены все турникеты на станции «Рижская», один вестибюль на станции «Комсомольская». Они открываются в два раза быстрее обычных турникетов при оплате банковской картой. И очень важно, что всё оборудование отечественное, значит, и комплектующие, запчасти будут доступны. Мы не зависим от иностранных компаний, это один из ключевых моментов с точки зрения надёжной бесперебойной работы. После полного обновления только за счёт более быстрого открытия турникетов все пассажиры метро смогут сэкономить в год более 50 тыс. часов. А.СОЛОВЬЁВА: По поводу экономии времени. Метро, разумеется, самый быстрый транспорт. Это не оспаривается, это естественно. Но есть ли лайфхаки, как сделать свои поездки ещё быстрее? Ж.ЕРМОЛИНА: Действительно, в нашем метро самые короткие интервалы между поездами, они достигают 90 секунд в час пик. Это самый лучший показатель среди неавтоматизированных метрополитенов в мире. Но есть и неочевидные способы, как сделать свою поездку более быстрой или комфортной. Возможно, не все о них знают. Вам помогут наши цифровые сервисы. Например, возьмём наше официальное приложение «Метро Москвы». Это, наверное, главный цифровой помощник для пассажиров метро, а части и других видов транспорта. Там вы можете, к примеру, во время утреннего кофе пополнить карту «Тройка» онлайн. То есть, вам не придётся обращаться в кассу, тратить время на очереди. При этом пользователи Android с технологией NFC могут активировать пополнение «Тройки» сразу с помощью смартфона. Пассажирам с телефонами Apple нужно будет активировать у жёлтого терминала или, например, на валидаторах наземного транспорта — это тоже новая технология, которой сейчас активно пассажиры пользуются. Были у нас обращения о том, что на наземном транспорте мало точек пополнения, вот сейчас каждый валидатор наземного транспорта является неким терминалом по пополнению карты «Тройка». Если хочется совсем упростить жизнь, можете зарегистрироваться в Face Pay и вообще забыть о каких-либо картах, в том числе банковских, для прохода в метро. Приложение также может построить наиболее оптимальный, быстрый маршрут с учётом разных видов транспорта. А если хотите комфортную поездку, можно прямо на платформе станции в приложении выбрать самый свободный вагон и посмотреть, когда поезд приедет. Это уникальный сервис, такой реализации мониторинга загруженности вагонов в метро нигде в мире нет. Также вы можете с помощью нашего приложения найти станции с цветочными киосками, чтобы по пути порадовать близкого человека и купить букет, или купить кофе по дороге. А.СОЛОВЬЁВА: Что нового для пассажиров делается в метро? Из последнего, о чём бы вы хотели рассказать? Ж.ЕРМОЛИНА: Сейчас мы начали тестировать новый формат работы сервис-центров в Метрополитене, открываем окна для сервисного обслуживания пассажиров прямо в вестибюле некоторых станций, где два вестибюля. Объясню, для чего мы это делаем. Мы обратили внимание, что некоторые пассажиры обращаются в кассы не для пополнения карты «Тройка» или покупки билетов, (с учётом того, что у нас уже 70% продаж происходит не в кассе), а их интересуют вопросы, связанные с работой транспорта. К примеру, хотят заменить неисправные проездные билеты или перенести услуги с неработающей карты. И вот чтобы обслуживание стало быстрее и удобнее, мы решили отдельно открыть сервис-центры в некоторых окнах. Теперь в одной очереди не стоят пассажиры, которые хотят пополнить карту или решить консультационные вопросы. Сейчас данные сервисные центры работают на «Проспекте Вернадского», «Савёловской» и «Кунцевской» станциях Большой кольцевой линии. Очень важный момент: оплатить проезд в этих вестибюлях тоже можно с помощью автоматов по продаже билетов или на турникете, и традиционные кассы также продолжают работать на этих станциях, но в другом вестибюле. Всего услугами сервис-центра воспользовались более 5,5 тыс. пассажиров. Также хочу отметить работу нашего центра обеспечения мобильности пассажиров. Его основная задача — сделать транспорт доступным, у нас там работает 450 сотрудников, и с начала года уже 30 тыс. пассажиров были обслужены нашим центром. А.СОЛОВЬЁВА: Спасибо большое, Жанна. У нас, к сожалению, заканчивается время программы. У нас в гостях сегодня была заместитель начальника метро по развитию клиентских сервисов и работе с пассажирами Жанна Ермолина. Спасибо ещё раз. Обсуждали мы Систему быстрых платежей и билетную транспортную систему Москвы. У микрофона была Анна Соловьёва, программа «Город дорог». Всем пока.