Войти в почту

Передайте на билетик: почему власти хотят отказаться от кондукторов и выиграют ли от этого калининградцы

В Калининграде на фоне кадровых проблем планируют отказаться от кондукторов. Как это будет и что думают эксперты, разбирался «Клопс».

Передайте на билетик: почему власти хотят отказаться от кондукторов и выиграют ли от этого калининградцы
© Клопс.Ru

Зачем вообще это нужно?

Самое главное — сократятся расходы «Гортранса» и частных предприятий. Кстати, руководители компаний не раз жаловались, что кондукторы иногда приворовывают выручку.

Почему нельзя отказаться от кондукторов прямо сейчас?

Власти опробовали новшество на троллейбусном маршруте №7, но выяснилось, что выручка значительно сократилась: пассажиры просто не платят. Помочь смогут поправки в местную правовую базу и более продвинутая инфраструктура.

Что предлагает администрация?

«Думаем, как организовать работу без кондуктора. Нужна нормативка, чтобы у нас были полномочия контроля. Поднять штрафы для безбилетников. Чтобы выписать штраф, нужно идентифицировать личность пассажира — а это уже полиция. Мы должны сделать не просто норму, а работающий механизм», — пояснила Дятлова.

В мэрии планируют в каждом автобусе, трамвае и троллейбусе установить счётчики, чтобы иметь представление о числе пассажиров. Если эти данные будут серьёзно отличаться от количества проданных билетов, проверкой займутся контролёры.

«Планы не на этот год», — сказала Елена Дятлова, добавив, что в мэрии изучают опыт других городов и подсчитывают, как новшества отразятся на тарифе. «Чтобы это не привело к росту стоимости проезда», — пояснила сити-менеджер.

Что говорят эксперты?

Чтобы отказаться от кондукторов, понадобится несколько единовременных решений, считает транспортный инженер Иван Ниязов. Нужно вводить «билетное меню»: самой дорогой должна быть однократная поездка, такой билет можно купить и у водителя — считает транспортный инженер Иван Ниязов. Полностью доверять сбор денег шофёрам не стоит.

«Автобус может простоять несколько минут из-за очереди. Если таких остановок будет 5-6, то в условиях Калининграда быстрее получится дойти пешком. Шофёр отвечает за безопасность, его не нужно озадачивать поиском сдачи. Но и катать кондукторов тоже дорогое удовольствие», — говорит Ниязов.

По мнению эксперта, разовые поездки должны быть дороже. Вместо них стоит предложить людям проездные на срок до года. Это позволит оптимизировать маршрутную сеть и убрать дублирование, особенно через центр Калининграда. Даже если понадобится пересадка, это не вызовет у пассажира раздражения, ведь платить дважды не придётся.

«Когда большинство будут иметь абонементы, не будет нужды ездить зайцами. Продажа абонементов должна быть доступной повсеместно, а не как сейчас с «Волной Балтики». Цена не должна быть слишком высокой, чтобы стоимость была адекватна услуге, которую получает пассажир», — отмечает Ниязов.

Штраф нужно приравнять к цене трёхмесячного проездного. За год люди привыкнут к абонементам и перестанут надеяться на авось. Чтобы система работала эффективно, включиться должны все перевозчики.

«Решение властей — правильный путь. Он сложнее и дольше, чем просто отменить кондукторов и передать часть функций водителю. Потребуются изменения местных и региональных норм, но в итоге будет системное и устойчивое решение, которое позволит экономить без потери пассажиров и выручки», — считает Иван Ниязов.

«Калининград-ГорТранс» предложил поменять систему работы автобусов и трамваев, чтобы сократить количество транспорта в центре города. Карты «Волна Балтики» планируют использовать и в электричках.