Войти в почту

«Классику в Москву вернул Сталин». Неизвестная история готовящихся к реконструкции столичных домов

В этом году в Москве отреставрируют несколько десятков домов в стиле неоклассицизма. Среди них есть и дореволюционные здания, и дома, построенные в сталинские годы. В некоторых из них заменят стропила и кровлю, в других покрасят фасады, а в подъездах поставят новые двери. «Мослента» узнала у историка архитектуры, старшего научного сотрудника Музея Москвы Дениса Ромодина, чем примечательна столичная неоклассика и какие тайны скрывают гостиница «Советская» и дом Жолтовского на Моховой. Ниже — его монолог.

«Классику в Москву вернул Сталин». Неизвестная история готовящихся к реконструкции столичных домов
© Мослента

«Классика ассоциируется с имперской монументальностью»

Классика всегда в цене, она никогда не теряет популярности и остается вне времени. Для Екатерины II этот стиль стал имперским, когда он был привнесен в Россию. Тогда появился русский классицизм. На следующем этапе истории нашей страны этот стиль в большей степени стал купеческим, хотя в перевую очередь она всегда будет ассоциироваться именно с имперской монументальностью.

В начале XIX века немаловажный фактор, сыгравший свою роль в популяризации классического стиля, — большие археологические раскопки на территории Греции, Древнего Рима и в Крыму. В конце позапрошлого столетия они были организованы снова. Новые открытия стали одной из причин возрождение интереса к классицизму и к моде на него.

«К нам любят приходить на свидания». Как выживают самые маленькие московские кинотеатры

Возвращение к этому стилю произошло и в начале десятых годов XX века, когда отмечалось столетие Бородинского сражения, войны 1812 года.

«Сталин вернул традиции»

В советские годы возрождение неоклассики происходит благодаря усилиям архитекторов дореволюционной школы Жолтовского и Щусева, которые в 1930-х оказались на номенклатурно-политическом олимпе.

Ленинский проспект, 13, жилой дом Академии наук СССР 1939 года постройки, проект академика Щусева

Надо сказать, что приход к власти Сталина и его команды вернул классические традиции во всем, в том числе в общественной жизни, когда снова появились гимназии с раздельным мужским и женским образованием, а семья вновь стала основной ячейкой общества. Это затронуло даже моду, которая в 1930-е годы стала более классической, даже отчасти буржуазной. К классицизму обратились и архитекторы.

«Часть нереализованного ансамбля 1930-х»

Один из 20 жилых неоклассических домов, которые отремонтируют в 2022 году в рамках московской программы капитального ремонта, стоит в районе Дмитровского шоссе, на улице Костякова.

Значение исторических объектов этого района, начиная от Масловки и до парка «Дубки», до сих пор мало оценено. Формировался он в XIX веке и застраивался очень неоднородно. Это была рабочая, а ближе к парку — дачная окраина. Жилье здесь было дешевым, и сюда ходила конка, впоследствии замененная трамваем, поэтому к концу XIX века тут уже селились самые разные люди. В 1920-х годах здесь стали строить первые жилые массивы.

Дом 10 на улице Костякова появился в 1930-х, когда началось освоение классических мотивов в советской архитектуре. Она тогда резко перестроилась в связи с изменением идеологии и политики.

Соответственно генплану развития Москвы 1935 года северо-восточная магистраль должна была стать новой крупной городской трассой. Пройти она должна была рядом с большим каналом обводнения Москвы, который соединял бы Химкинское водохранилище с Яузой.

Здесь предполагался большой архитектурный ансамбль. И дом 10 на Костякова — часть этого нереализованного проекта с будущим Дмитровским шоссе и соединительным каналом.

Это центр притяжения района — в здании находится популярный кинотеатр «Искра Москино». Так что дом, на мой взгляд, очень интересный и нерядовой среди той типовой послевоенной застройки, которая после него стала здесь появляться.

Дом 10 на улице Костякова

«Работа с жилыми домами ведется бережно»

При ремонте важно сохранить внешние элементы дома. В Москве это еще не до конца проработано, о чем я часто пишу у себя в телеграмм-канале.

Сейчас образцовым можно считать Фонд капитального ремонта Калининградской области. С него Москве надо брать пример в работе с историческими памятниками — многоквартирными жилыми домами XX века.

В Калининграде работа со зданиями 1920-х, 1930-х годов постройки ведется бережно. Они очень детально относятся к восстановлению, например, исторических подъездных дверей. Разумеется, уже в новых материалах, в соответствии с современным функционалом и новыми требованиями. Но выглядят они гораздо интереснее, чем обычные типовые двери.

И я надеюсь, что после капитального ремонта дом 10 на Костякова сохранит все свои элементы.

«Первый советский тучерез». Непарадная история одного из самых знаменитых московских домов

Для ремонта неоклассических зданий дореволюционной постройки важны другие акценты — сохранение кирпичных фасадов. Например, это относится к дому 19/2 на Малой Грузинской, который в этом году тоже ждет капремонт. Этот дом 1904 года постройки был краснокирпичным.

Отрадно, что некоторые частные инвесторы вычищают красный кирпич, восстанавливают фактуру исторических построек. И в Калининградской области при капремонтах сейчас это делают в жилых многоквартирных домах. Хотелось бы, чтобы и на Малой Грузинской в доме 19/2 провели такие работы.

«Московская неоклассика не такая яркая, как ленинградская»

Дореволюционная московская неоклассика — очень яркая, а советская — тонет в сталинском стиле. Не все сталинские здания — неоклассические, тогда строилось много эклектики. Если посмотреть на активно застраивавшиеся до и после войны Тверскую улицу, Кутузовский проспект, отчасти Садовое кольцо и проспект Мира, мы найдем там очень мало неоклассики. И если взять сталинские высотки, то там мы увидим смешение стилей и даже мотивы древнерусской архитектуры.

Проспект Мира, 1967 год

Жилые здания, построенные в сталинские годы, были очень разными: есть малоэтажная застройка с очень маленькими квартирками. Такие дома появлялись в Москве на центральных улицах: деревянные перекрытия, маленькие комнатки, коммунальные квартирки. Есть и большие дома с очень сложной планировкой, где устраивались коммуналки.

Эта архитектура разделяется на предвоенную и послевоенную, это разные по типологии дома. После войны употреблялось уже индустриальное домостроение, использовались железобетонные каркас и перекрытия.

И довоенные дома уникальны, каждый по-своему. В конце 1990-х — начале 2000-х я работал в строительной отрасли, и реконструкция сталинки для нас каждый раз была сюрпризом. Потому что в довоенных зданиях чего там только по конструктиву не находилось. Планировка и решения для каждого дома были уникальными.

Советская московская неоклассика не такая яркая, не такая чистая, как ленинградская. В Ленинграде послевоенные здания цитируют русский классицизм. А в Москве часто можно встретить эклектику того же периода.

Но в городе есть неплохая современная постсоветская неоклассика. Это работы архитекторов Белова, Филиппова, старшего и младшего Бархиных. И это достойные здания, потому что архитекторы прекрасно владеют историей архитектуры того периода и интересно интерпретируют ее в современных постройках.

«Хозяин был меценатом, загадочно погиб при странных обстоятельствах»

Из выдающихся и памятных неоклассических зданий Москвы, конечно же, нужно вспомнить Музей изобразительных искусств имени Пушкина, возведенный еще до революции, в 1912 году. Это, пожалуй, самая прекрасная и узнаваемая неоклассическая работа в Москве.

Другой пример — дом Жолтовского на Моховой улице 1934 года постройки. Нигде нет ни его планировки, ни сведений о том, как выглядели квартиры. В этом здании поселилось американское посольство, затем там размещался «Интурист», а сейчас — АФК «Система».

Дом Жолтовского на Моховой улице

Дом Жолтовского на Моховой — весьма загадочное здание. Оно популярное, яркое и всегда цитировалось во всех советских и постсоветских книжках по архитектуре. Но при этом мы мало знаем, для кого оно предназначалось, кто там жил, как выглядели квартиры. Формы проекта необычные, слишком уж буржуазные и огромные для того периода.

Еще одна прекрасная работа Жолтовского — это особняк Тарасова на Спиридоновке 1912 года постройки. Хозяин был меценатом, загадочно погиб при странных обстоятельствах, практически в любовном треугольнике.

История этого здания тоже плохо известна — мы мало знаем о его появлении, о том, как дом жил при Тарасове. А вот дальнейшая история дома понятна: там размещались посольства, а сейчас — институт Академии наук. Но, опять же, этот дом таит в себе огромное количество загадок.

«Дореволюционное помещение, накрытое советской гостиницей»

Прекрасный советский неоклассицизм — это здание гостиницы «Советская», спроектированное архитекторами Ловейко и Лебедевым. Кроме прочего, она известна еще и тем, что с 1969 года в ней находится театр «Ромэн».

Московский отель «Советский» на Ленинградском проспекте

В конце 1930-х находившееся на этом месте здание ресторана «Яр» 1910 года постройки передали Управлению воздушного флота и перестроили по проекту архитектора Механикова. В одном из ресторанных залов разместился офицерский клуб, в другом — гостиная. В годы войны здание заняла 18-я дивизия народного ополчения Ленинградского района Москвы.

«Речь идет о памяти места». Как и почему было решено спасти знаменитый портрет на стене московского дома

А после войны предназначение здания изменилось. Ловейко и Лебедев частично сохранили старые помещения, а со стороны улицы Расковой пристроили крыло под гостиницу «Советская». Ее номера принадлежали Верховному Совету СССР и Совету министров. Здесь останавливался Василий Сталин, и сегодня в честь него названы апартаменты номер 301, в которых он когда-то останавливался.

Это тоже дом-загадка, который хранит свои истории. Он вобрал в себя дореволюционное здание ресторана «Яр», которое и с улицы-то не очень хорошо видно. А когда попадаешь внутрь, оказываешься в дореволюционном помещении, накрытом советской гостиницей.

Мослента: главные новости