Войти в почту

Глава Мосгорнаследия: с импортозамещением у реставрационной области проблем нет

Власти Москвы уделяют особое внимание сохранению исторических зданий. Ежегодно реставраторы тщательным образом восстанавливают десятки объектов. О том, что уже сделано, и плане работ специалистов на 2022 год, а также о мерах поддержки, которые окажет им столичное правительство в нынешней ситуации, рассказал в интервью ТАСС руководитель департамента культурного наследия города Москвы Алексей Емельянов.

Глава Мосгорнаследия: с импортозамещением у реставрационной области проблем нет
© ТАСС

— Как сейчас в условиях меняющейся экономической обстановки чувствует себя реставрационная отрасль?

— После непростого 2020 года отрасли удалось восстановиться и увеличить обороты. В 2021 году работы по сохранению объектов культурного наследия велись на 620 объектах, и 249 из них на данный момент уже завершено. Всего же с 2011 года в порядок привели уже почти 1 800 объектов культурного наследия, а доля памятников, находящихся в хорошем и удовлетворительном состоянии, увеличилась с 66 до 95,5%.

Сейчас говорить о том, что что-то идет не по плану, не приходится. Да, условия действительно меняются, но задачи и цели по реставрации памятников четко расписаны, поэтому есть понимание, куда отрасль движется. Тем не менее мы постоянно находимся на связи как с инвесторами, так и с реставраторами. Например, проводим необходимые консультации относительно импортозамещения материалов. С этим, кстати, нет серьезных проблем, многие компании давно делают ставку на собственное производство необходимых для реставрации вещей.

Кроме того, благодаря новому решению мэра Москвы определен целый ряд мер, призванных облегчить в текущей обстановке работу с памятниками.

Во-первых, на 12 месяцев продлевается срок действия разрешений на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия регионального значения и выявленных объектов культурного наследия, сроки действия которых истекают до 31 декабря 2022 года.

Во-вторых, сокращается срок выдачи разрешений на проведение противоаварийных и ремонтных работ на объектах культурного наследия регионального значения и выявленных объектах культурного наследия с 30 до 10 рабочих дней, на проведение работ по реставрации, приспособлению, научно-исследовательских работ с 15 до 10 рабочих дней.

Принятые решения позволят заказчикам продолжить реализацию проектов реставрации в комфортном темпе, не опасаясь применения штрафных санкций за незначительные переносы сроков работ.

— Какие наиболее значимые объекты культурного наследия сейчас реставрируются?

— Я не могу назвать объекты культурного наследия, которые бы были более значимы, нежели другие. Повторяю уже, наверное, во всех интервью — каждый памятник уникален, каждый важен, каждый заслуживает самого бережного к себе отношения. Тем не менее, конечно, есть здания, работы по которым могут быть в данный момент более заметны.

Так, одной из главных реставрационных площадок сегодня остается ВДНХ. Здесь в этом году после работ планируется открыть павильон "Физика". Близится к завершению масштабная реставрация павильона "Центральный". Сейчас здесь завершается реставрация и воссоздание элементов интерьера: световых плафонов, отделки колонн из оселкового мрамора, полов, монументальной живописи и полотен в технике гризайль. Начаты работы в павильонах "Зерно" и "Главмясо".

Еще один интересный объект, один из символов города — Московский императорский почтамт. Сейчас здесь идут масштабные работы по сохранению. На первом этапе специалисты надежно зафиксировали уникальный световой фонарь в главном операционном зале и начали его восстановление. Реставрацию фасада и кровли планируют начать в 2023 году.

Помимо этих примеров, конечно, нельзя не вспомнить о таких памятниках, как Воспитательный дом, Центральный телеграф, городская усадьба Баташева, Центральный дом журналиста.

Среди не таких больших, но не менее важных памятников, где в данный момент проходят работы по сохранению, дом Анны Монс — одно из древнейших зданий Немецкой слободы. Здесь под нашим контролем специалисты приступили ко второму этапу противоаварийных работ, который позволит обеспечить безопасность при проведении дальнейшей реставрации. Там демонтируют современные напольные покрытия и участки отделки постсоветского периода, находящиеся в аварийном состоянии. Параллельно продолжаются исследовательские работы. В ходе них не так давно удалось обнаружить историческую лестницу, ведущую в подвал, о которой никто не подозревал. Уверен, будут и другие находки.

Отдельное внимание мы уделяем объектам монументального искусства, в том числе историческим надгробиям. Например, на этот год запланировали восстановить более 70 надгробий и две часовни-усыпальницы на Донском и Введенском кладбищах.

Всего на сегодняшний день в городе действует более 500 разрешений на работы по сохранению объектов культурного наследия. Думаю, чтобы перечислить все планы, нам, наверное, не хватит и целого дня. Однако могу уверить читателей, что в конце 2022 года нам будет о чем рассказать и чем полюбоваться.

— Сколько в этом году предстоит отреставрировать зданий по программе льготной аренды объектов культурного наследия "Один рубль за один квадратный метр"?

— Сотрудничество города и бизнеса в вопросе сохранения памятников архитектуры — одно из ключевых направлений нашей деятельности. Мы стараемся максимально помогать инвесторам разбираться в тонкостях работы с объектами культурного наследия, всегда держим связь, консультируем, проводим совещания прямо на объектах, чтобы на месте разобраться со сложными вопросами. Главная цель — сделать владение памятником понятной и востребованной для частников историей.

Если ориентироваться на цифры, то последние годы уже половина объектов реставрируется за частные средства. То есть люди готовы вкладывать немалые средства в сохранение исторического лица столицы. Если брать прошлый год, то яркие примеры подобных проектов — это реставрация ГЭС-2, доходного дома купца Быкова на 2-й Брестской улице, фасадов гостиницы "Метрополь" и ансамбля домов на Николоямской.

Соглашусь, что особую роль в вопросе частных инвестиций действительно играет программа "Один рубль за один квадратный метр". В настоящий момент в рамках нее на открытых торгах реализовано 26 объектов, из которых 20 уже отреставрировано, а по шести работы продолжаются.

В 2022 году в планах завершить реставрацию флигеля городской усадьбы начала XIX века в Гороховском переулке, главного дома усадьбы Морозовых на Николоямской улице и доходного дома с типографией на улице Девятая Рота.

— Какова судьба Центрального телеграфа? Начнутся ли полномасштабные работы в этом году?

— Реставрация Центрального телеграфа — событие по-настоящему долгожданное. Комплексных работ здесь никогда не проводилось. Сейчас в здании идет подготовительный этап. Специалисты демонтируют поздние конструкции. После этого начнется основной этап работ. Закончить весь комплекс планируется в 2024 году.

Прежде чем приступить к работам, специалисты изучили архивные чертежи, фотографии и все материалы, которые были в их распоряжении. Помимо этого, реставраторы потратили много времени на так называемые натурные исследования, то есть изучение памятника на месте. Благодаря таким действиям удалось подробно зафиксировать все существующие дефекты, состояние конструкций и сохранившихся ценных элементов, а также другие необходимые для работы показатели.

В ходе работ реставраторам предстоит укрепить фундамент и кирпичную кладку стен, отреставрировать фасады, чугунные решетки на башне и каменное крыльцо центрального входа. С помощью архивных документов мастера воссоздадут металлический остекленный глобус, приведут в порядок изображение герба СССР и рельефную надпись "Телеграф" на фасаде.

Все работы будут проходить под нашим контролем.

— Планируете ли завершить реставрацию кинотеатра "Родина" в этом году? Когда он сможет принять первых посетителей?

— Кинотеатр "Родина" — один из немногих сохранившихся в Москве памятников стиля "постконструктивизм" или, как его называют некоторые историки архитектуры, советского ар-деко. Важно, что за более чем 80-летнюю историю своего существования исторический облик кинотеатра почти не изменился, несмотря на то что он пережил несколько реконструкций. Например, на первом этаже можно найти восьмигранные колонны с капителями и кессонные потолки, а главный фасад завершает галерея с площадкой, где раньше было кафе.

В 2020 году началась долгожданная реставрация. Во время работ здесь произошло интересное открытие: при демонтаже облицовки на лестницах специалисты обнаружили исторические ступени из полированного бетона и мраморной крошки. Их сохранят и приведут в порядок. Также на стенах нашли покрасочный слой 1950-х годов и деревянные вентиляционные решетки, последние бережно демонтировали для их последующей реставрации. А в фойе обнаружили базы колонн того же периода.

В настоящий момент специалисты корректируют проект, чтобы продолжить дальнейшие работы по сохранению здания. Весь комплекс работ планируется завершить в 2023 году. После окончания реставрации в здании, как и прежде, будет располагаться кинотеатр.

— Какие реставрационные работы запланированы в этом году на таких крупных объектах, как метрополитен и ВДНХ?

— Помимо тех павильонов, что я уже назвал, в 2022 году на территории ВДНХ продолжатся работы в следующих: №64 "Оптика", №66 "Узбекистан", №15 "Радиоэлектроника", №8 "Юные натуралисты", №518 "Кафе "Лето", №35 "Главтабак".

Что же касается Московского метрополитена, здесь также продолжаются масштабные работы. Планируются к завершению работы по фасадам таких станций, как "Арбатская", "Красные Ворота", "Смоленская", и станции "Сокольники". Запланировано начало работ на северном вестибюле станции "Университет".

Завершен основной комплекс реставрационных работ по вестибюлю станции метро "Новослободская". Там специалистам удалось восстановить исторический облик вестибюля. В порядок привели напольный шахматный рисунок, мраморную облицовку стен, деревянные двери, металлические решетки и элементы лепного декора. Работы будут продолжены.

— Какие работы планируется провести на станции метро "Динамо"?

— Ситуация со станцией "Динамо" действительно не самая простая, однако она находится под контролем города. С самого начала проявления здесь течей специалисты Мосгорнаследия работают совместно с Московским метрополитеном.

Метрополитен уже получил разрешение на проведение масштабных инженерно-технических и научно-исследовательских работ. В первую очередь специалисты бережно демонтируют пострадавшие барельефы для их последующего сохранения. По итогам исследований специалисты-реставраторы определят дальнейшие действия, в том числе по элементам декора: будет ли это реставрация или консервация. Также сейчас разрабатывается проект противоаварийных работ. После будет разработан проект работ по устранению течей. Подчеркну, что станция "Динамо" обязательно будет приведена в порядок.

— Как сейчас проходят работы в Московском императорском воспитательном доме?

— Восстановление Воспитательного дома — очень серьезная задача, включающая в себя множество этапов. Дело в том, что ансамбль включает в себя несколько строений, каждое из которых требует индивидуального подхода.

Сейчас в пяти корпусах специалисты закончили противоаварийные мероприятия, в том числе установили строительные леса, укрепили различные конструкции, демонтировали поздние элементы, расчистили старую деформированную штукатурку. В двух корпусах успели провести вычинку кирпичной кладки.

Закончилась реставрация знаменитой ограды с воротами и четырьмя пилонами-сторожками. Впереди еще очень серьезный фронт работ, в результате которых специалисты должны вернуть Воспитательному дому былое величие. Кстати, правообладатель обещает открыть территорию ансамбля для свободного доступа граждан.

— Какие здания удалось признать объектами культурного наследия за последний год?

— Работа по выявлению новых памятников идет непрерывно. Только в 2021 году в Единый государственный реестр объектов культурного наследия мы включили 24 исторических объекта. В их числе царский павильон XV Всероссийской торгово-промышленной и художественной выставки на Ленинградском проспекте. Это крайне любопытный памятник, чье создание было приурочено к коронации Александра III. Здание выстроено в русском стиле с обилием ярких полихромных изразцов и декоративных элементов. Хорошо сохранились интерьеры с лепным и резным декором.

Кроме того, под охрану государства взяли деревянный дом Страховых в Сокольниках на улице Гастелло, 5. Здание представляет собой довольно редкий образец деревянного зодчества начала ХХ века, сохранивший свои исторические архитектурные детали. Например, резной декор и белые изразцовые печи 1903 года.

Если говорить про этот год, то буквально на днях мы выпустили приказ о присвоении охранного статуса мавзолею-часовне коменданта Севастополя и Москвы генерал-лейтенанта Ивана Кизмера на Введенском кладбище. Он был возведен в середине XIX века. Здесь сохранился интересный декор, в том числе мраморный барельеф с портретом Кизмера.

— Есть ли в Москве сейчас заброшенные объекты?

— Заброшенных нет совсем, каждый памятник в городе учтен и находится под наблюдением. А если говорить про исторические здания, которые еще не обрели своего собственника, то таких в столице 70.

Совместно с другими департаментами мы ведем работу по их вовлечению в хозяйственный оборот, в том числе и через программу "Один рубль за один квадратный метр", о которой мы уже с вами говорили.

Эта программа — не единственная форма аукционов, применяемая для восстановления обветшавших объектов культурного наследия. Объекты также выставляются на продажу через торги с обратным опционом и с обязательством-обременением для собственника привести их в дальнейшем в порядок.

Так, например, был продан главный дом городской усадьбы Кошелева — Мальцева на Зубовской улице. В конце февраля новые собственники получили от нас задание на разработку проекта реставрации памятника, а также разрешение на проведение научно-исследовательских и изыскательских работ. Сначала здесь начнутся противоаварийные работы, а затем начнется реставрация.

— Открытие каких мемориальных досок планируется в этом году?

— Москва — город, который с большим вниманием относится к сохранению памяти о выдающихся людях, внесших вклад в нашу историю. Каждый год в среднем появляется порядка 20 новых мемориальных досок. В прошлом году их открыли 25. Всего сейчас в столице установлено около 1 700 мемориальных досок. Из них более половины посвящены творческим личностям — писателям, поэтам, художникам, музыкантам, а также деятелям науки.

С начала этого года в городе прибавилось еще шесть мемориальных досок. До конца года запланировано увековечить еще целый ряд выдающихся деятелей. Например, появится мемориальная доска писателю Вадиму Кожевникову.

— Каковы планы по разработке новых экскурсий на этот год? И какие из уже существующих оказались наиболее востребованы?

— Нынешний год был официально объявлен Годом культурного наследия народов России. Поэтому к задаче популяризации культурного наследия город подошел комплексно. Будут задействованы культурные учреждения, библиотеки, разработаны новые городские маршруты. Архитектурное наследие не может рассматриваться вне исторического контекста. А это значит, что в наших экскурсионных проектах мы задействуем междисциплинарные ресурсы: археологию, музейные фонды, мощный краеведческий потенциал.

Мы сохранили в нашей программе традиционные маршруты по историческим московским районам, они всегда востребованы, а также доступ в объекты культурного наследия. Но и подготовили новый цикл, посвященный нематериальному наследию. Мы поговорим о народных ремеслах и старинных профессиях, упоминание которых встречается в современной топонимике Москвы. Добавим интерактивные элементы в форматах квестов и квизов. Проведем детские экскурсии и мастер-классы, расскажем ребятам о профессии реставратора.

Кроме того, в 2022 году отмечают 350-летие со дня рождения Петра I. В Москве с его именем связано множество культурно-исторических локаций. Мы подготовили тематические экскурсии и маршруты по районам и памятникам, связанным с великим русским реформатором.

Конечно же, мы не забудем и о виртуальных турах и онлайн-экскурсиях, которые сейчас очень популярны. Проведем уже в пятый раз краеведческий диктант "Московский код". Осенью будет юбилейный — пятый форум "Наследие". Аудитория форума ежегодно растет. Если в 2018 году в нем приняли участие более 1 тыс. человек, то в 2021-м благодаря онлайн-формату мероприятие привлекло более 30 тыс. участников. Более 100 учащихся 13 ведущих профильных вузов столицы боролись за победу в студенческом конкурсе в прошлом году. Они представили проекты реставрации Московского императорского воспитательного дома. Победителем стала команда, которая предложила открыть современный комплекс "Город профессий" — культурное пространство с презентационными залами, коворкингом, литературным салоном и ландшафтным парком. А завершим Год культурного наследия подведением итогов реставрационного сезона — конкурсом правительства столицы "Московская реставрация".

Беседовала Елена Кульбак