Спецэкипировка и стальные нервы: столичный электрогазосварщик — о своей работе
За любыми масштабными строительными работами с использованием самосвалов, подъемных кранов и сложных тоннелепроходческих комплексов стоят люди. И одна из профессий, без которых сегодня невозможно представить ни одну столичную стройку, — сварщик.
Эти специалисты работают не только на земле — с арматурой или трубами, но и на большой высоте — помогают строить мосты, эстакады и дорожные развязки. О высотных проектах, тонкостях работы и любви к профессии mos.ru рассказал электрогазосварщик шестого разряда АО «Объединение “Ингеоком”» Сергей Савельев.
Вооружен и безопасен
Транспортная развязка на участке от Третьего транспортного кольца до Люблинской улицы — уже пятая эстакада в карьере Сергея Савельева, и за качество работы специалист не волнуется.
«В профессии я уже более 15 лет. В основном занимаюсь сваркой на автомагистралях, была в практике пара пешеходных переходов, много работал и на бетонных объектах. Свою первую эстакаду я “варил” на пересечении Третьего транспортного кольца с Ленинградским шоссе, а вообще, результаты моей работы можно увидеть, например, в Поварове, районе станции метро “Динамо” или около станции метро “Черкизовская” — на съезде с Северо-Восточной хорды», — рассказал он.
Помимо главного атрибута любого строителя — каски, сварщики обеспечены специальной экипировкой, которая помогает им в работе. Маска со светофильтром бережет глаза, устойчивые к возгоранию перчатки-краги сделаны из замши, а легкая огнестойкая защитная роба практически как у пожарных. У сварщиков есть даже наколенники — суставы нужно защищать, поскольку варить порой приходится в самых необычных положениях.
Сергей Савельев подчеркивает важность безопасности для сварочного процесса. «Во главе угла техника безопасности. С помощью спецобмундирования мы бережем глаза и руки. И все металлоконструкции обязательно должны быть заземлены», — отмечает он.
В Москве протестировали умный костюм строителя
И в дождь, и в снег
Высота строящейся развязки — около 12 метров. Посреди открытого воздушного пространства рабочие сваривают ортотропные плиты — стальную подложку будущей эстакады. Часть из них уже соединили свежими швами, другая — ждет своей очереди. Около последних стоят кубические конструкции и длинные навесы, напоминающие тоннели шахт. Эти постройки защищают сварщиков от непогоды.
«Мы работаем в любых условиях: в дождь, ветер, снег, град. Ночью включаем прожекторы, и на площадке становится светло как днем. Конечно, для качественного результата требуются укрытия и навесы. Дело в том, что мы используем и сварку в среде защитных газов — это значит, что вокруг места сварки создается защитная оболочка из углекислого газа. Порыв ветра может эту защитную среду сдуть, и получатся дефекты в виде пор. Для предотвращения брака мы ставим эти укрепления. Монтировать их нам помогают коллеги, а на рабочую площадку укрытия доставляют с помощью подъемных кранов», — рассказал Сергей Савельев.
В работе специалист использует не только сварочный аппарат, но и газовый резак, который с легкостью рассекает металл. Несмотря на суровые названия инструментов, работать с ними легко — все оборудование современное.
«Плиты, которые мы свариваем, изготавливают чуть шире необходимого. Мы их подрезаем прямо тут, на высоте. Если нужно убрать часть побольше, используем автоматический резак, который передвигается по рельсам-направляющим. Если участок маленький, в дело идет ручной резак, — поясняет электрогазосварщик. — Обращаться с этими инструментами легко, ведь сейчас все оборудование не только современное, но и безопасное».
Сергей Савельев признается, что эта транспортная развязка не самый высокий объект в его послужном списке. Ему приходилось трудиться на высоте и 25, и 30 метров — например, во время строительства Северо-Восточной хорды. Тогда специалисты использовали технологию, которая на профессиональном сленге называется надвижкой.
«Нельзя же перекрыть реку или остановить железную дорогу, — объясняет Сергей Савельев. — Поэтому конструкцию, которая проходит над такими объектами, поэтапно сваривают на уже готовом участке и постепенно двигают дальше, наваривая следующие части. Наваривают — двигают, и так несколько раз».
Завершено бетонирование опор последней эстакады Северо-Восточной хорды в пределах МКАД
Гордость за профессию
Сейчас транспортная развязка находится на начальном этапе строительства. Ее итоговая длина составит 1282 метра — здесь будет шесть полос движения, по три в каждом направлении. На площадке трудятся 300 строителей.
Своей работой Сергей Савельев гордится. Его труд хорошо оплачивается, а специальность очень востребована: сразу после сдачи одного объекта обычно приходит приглашение на следующий, так что в Москве сварщик не останется без работы.
«Сварщик должен быть дотошным, должен понимать, как правильно заварить без дефектов. Но самое главное — усидчивость и спокойствие. Стальные нервы должны быть как у хирурга, чтобы от работы ничто не могло отвлечь», — подчеркнул Сергей Савельев.
Однако, по его словам, важную роль играет и моральная сторона профессии: приятно осознавать, что ты вносишь вклад в развитие города.
«Если проезжаю по Москве с товарищами или родственниками мимо объектов, на которых работал, всегда рассказываю и показываю, какие элементы и стыки варил лично я. Приятно видеть, что по эстакадам и мостам, к которым приложил руку, каждый день ездят горожане. Значит, все сделано надежно, — добавил Сергей Савельев. — Мы на передовой транспортного строительства Москвы — чувствую за это гордость».