Войти в почту

3 февраля Василий Котов празднует своё 75-летие. Он старейший действующий водитель автобуса в Курской области и, возможно, во всей России. В железногорское ПАТП Василий Яковлевич устроился на работу 45 лет назад – в далёком 1977 году. Права Василий получил десятью годами раньше, когда по направлению от военкомата окончил автошколу. А через месяц его уже забрали в армию. За три года службы накатал на «Урале» и ЗИЛ-157 тысячи километров. Сначала – в артполку Таманской дивизии, потом – в Калинине и Балашихе. Маршруты были самые разные: и на Красную площадь выезжали, и в Красноярский край на уборку урожая. Нет худа без добра Василий был «победным», одиннадцатым ребёнком в семье фронтовика Якова Михайловича Котова и его супруги Аксиньи Прокофьевны. Родился в 1947 году на Белом хуторе в Солнцевском районе и все 75 лет несёт в себе солнце и радость, щедро делясь ими с людьми. Как-то в детстве с мальчишкой произошло ЧП, которое, как считают родные, в итоге пошло ему на пользу и во многом определило дальнейшую судьбу. В тот день родители со старшими детьми убирали сено на лугу. Василий остался дома и маячил в окошке. И вдруг, словно сирена, на весь двор раздался мальчишеский рёв. Мать первая вбежала в дом. Ребёнок был цел, никаких ран не видно, а ревел навзрыд, объяснить ничего не мог, только глаза тёр. «Сглазили!» – подумала мать и стала умывать сына святой водой. Пока умывала, мальчишка приутих, но через пять минут снова в рёв. Мать стала дуть на глаза, и ребёнок утих. Так и дула, пока не уснул. И тогда догадалась: над окошком висели стручки красного жгучего перца. Малец, наблюдая за родными, трогал стручки и потёр глаза. Вот и разгорелся пожар. Но всё закончилось благополучно. Этим происшествием родные объясняют остроту зрения младшего из сыновей. Даже в 75 лет у Василия Яковлевича стопроцентное зрение. Только пару лет назад прикупил очки, чтобы разбирать слишком уж мелкий шрифт в журналах с любимыми кроссвордами и судоку. Автобус водит без очков. Каждый раз перед медкомиссией обещает себе и родным: «Если не пройду, сразу – на пенсию!» Железногорск примагнитил Когда братья и сёстры разлетелись по всей стране – Ленинград, Красноярск, Приморский край, – младший Василий взял на себя обязательство присматривать за пожилыми родителями и после армии вернулся на Белый хутор. Работал в колхозе на грузовике. Председатель заметил работящего парня и предложил ему выучиться на агронома в Курском сельскохозяйственном техникуме. (Сейчас в этом здании в Курске на улице Ленина, 43, располагается Дворец пионеров и школьников.) После окончания техникума молодого специалиста поставили колхозным семеноводом. Очень быстро передовика из крестьянской семьи, сына фронтовика, забрали в райком партии инструктором. Но ненадолго. «Не по мне это было, не по душе», – объясняет Василий Яковлевич свой отказ от партийной карьеры и возвращение к привычному ритму человека труда. А тут ещё и влюбился в приезжую красавицу Аллу, проходившую практику в колхозе. Родительский дом к тому времени опустел: мама умерла, парализованного горем отца забрал в свою семью брат Валентин. И решил Василий уехать за своей второй половинкой. С 1975 года живут они с супругой в Железногорске. Скоро будут отмечать годовщину свадьбы. И одновременно – полувековой юбилей любви к городу, ставшему родным. Примагнитил Железногорск. Парень хотел работать водителем пассажирского автобуса, но помешала учёба в техникуме: стаж был прерван. Чтобы наверстать, потребовалось два года возить бетон и раствор на грузовике. А в 1977 году ему наконец доверили пассажирский ЛиАЗ-677. Маршруты всегда разные: и пригород, и Железногорск. К этому времени Василий Яковлевич уже влюбился в молодой, на 10 лет младше него город и прекрасно его знал. Жизнь кипела! Людей возить тяжело. И тогда было, и сейчас. Каждый раз, выходя на смену, садишься за руль с осознанием того, что отвечаешь за безопасность и жизнь пассажиров. В 90-е годы всё было особенно проблемно. Автобусы, кажется, трещали от нагрузки. Их штурмовали, как крепость, и салон набивался битком. Люди нервничали. Разрядить обстановку водителю всегда помогало умение перевести всё в шутку. В XXI веке свои проблемы. Сейчас пассажиропоток в городе горняков уже не такой огромный. Особенно на муниципальном транспорте. Железногорск наводнили маршрутки. Суетятся, норовят обогнать ЛиАЗы, пазики городского предприятия, которое теперь называется «Транспортные линии». Подолгу стоят на остановках, не давая подъехать муниципалам. – Автобус раньше уважали, всегда с остановки пропускали, а сейчас… Культура вождения хромает. Водят нагло, агрессивно, да и просто опасно, – вздыхает Василий Яковлевич. – На днях происшествие случилось – и такое уже не редкость. Выезжаю с остановки в 10-м микрорайоне, а со двора резко выскакивает легковушка. Водитель даже не посмотрел, что там на главной дороге. Пришлось очень резко тормозить. Чудом не столкнулись. Но кондуктор и пассажирка упали. Слава богу, обошлось без травм. Водить автобус по городу всегда сложнее. Загородные маршруты полегче. Но выбирать, выбивать, скандалить ветеран не приучен. Он просто работает, как научили мать и отец. Жизнь – череда смен и рейсов. Водитель всегда на хорошем счету и у пассажиров, и у начальства, и у коллег. И с городом – взаимная любовь. В советские времена его портрет долго украшал городскую Доску почёта, в местной газете опубликовали оду тогда ещё молодому, но уже опытному водителю автобуса В.Я. Котову. На фото – красивый, стройный мужчина с яркой, искренней улыбкой. Когда общаешься с Василием Яковлевичем, кажется, что трудностей вообще не существует, что жизнь прекрасна. Заявка на рекорд Семья юбиляром гордится. И маленькая семья – супруга, сыновья Андрей и Алексей, внуки, и большая – более ста прямых потомков Аксиньи Прокофьевны и Якова Михайловича. Юбилейных торжеств с застольем из-за коронавирусных ограничений не будет. 3 февраля будут звонить с Дальнего Востока, из Красноярска, Петербурга, Курска, Пристени, Минска… Самым первым позвонит брат Валентин из Солнцево. Поинтересуется, как младшенький себя чувствует, выходной ли у него, или выйдет на смену. Услышит в ответ неизменное: «Всё отлично!» Василия Яковлевича уже можно заносить в Книгу рекордов как самого опытного действующего водителя автобуса с правами от 1965 года. По крайней мере, родственники не смогли найти никого старше ни в России, ни в мире. И подали заявку в Книгу рекордов. «Заявка на рекорд «Самый длительный трудовой стаж водителя пассажирского автобуса в России» принята, – сообщили из Книги рекордов. – Ей присвоен номер 030222.46». Теперь дело за проверкой документов и выполнением формальностей. Надеемся, юбиляр доедет до рекорда! Ирина КОТОВА

Еду на рекорд!
© Курская правда