Войти в почту

Фидель Кастро «поселится» в Москве?

В Москве есть немало улиц и площадей с чужими, иностранными именами - Амилкара Кабрала, Хулиана Гримау, Патриса Лумумбы, Сальвадора Альенде.

Фидель Кастро «поселится» в Москве?
© Русская Планета

Имена этих иностранцев – мятежников, коммунистов, борцов за светлое будущее, которые не имеют к столице никакого отношения, увековечили давным-давно, при прежнем политическом строе. И тогда это было не очень оправданно, сейчас – тем более. Прошло время, многое изменилось, но названия остались и выглядят нелепым анахронизмом. То же самое - с улицами Самора Машела, Викторио Кодовильи, Долорес Ибаррури, Вильгельма Пика, Хо Ши Мина. Этих людей, возможно, помнят на родине. Ну а мы-то при чем?

Ладно, было и прошло. Пусть висят таблички с иностранными именами на стенах домов. Жители районов к ним привыкли, не возражают, у них много своих дел. Да и менять названия накладно. Но зачем снова и снова поклоняться чужим богам, называть их именами московские уголки?..

В 2013 году московскую улицу назвали именем Уго Чавеса. Какое отношение имел президент Венесуэлы к Хорошевскому району, никто не знает. Скорее всего, никакого. Однако теперь 170-метровое пространство соединяет улицу авиаконструктора Микояна и Ленинградский проспект.

Спустя четыре года площадь в районе Сокол на пересечении 2-й Песчаной и Новопесчаной улиц была названа именем Фиделя Кастро. Не буду повторяться, задавать риторический вопрос, нужно ли это было делать?

Наверняка были те, кто на подобный вопрос отвечал отрицательно и у них были свои аргументы. Как и у тех, кто оправдывал этот шаг. Фидель несколько раз приезжал в столицу СССР, любовался ее достопримечательностями. В 60-е годы все восхищались Кубой, где жили гордые, мужественные люди, строящие новый мир без угнетателей. Ими руководил высокий, стройный бородач в зеленом френче. В СССР его называли любовно - Федей.

Самая памятная поездка Фиделя в Москву состоялась в 1963 году. Горожане тепло встречали команданте, засыпали его цветами. На митинг в Лужниках собралось тысяч сто пятьдесят – люди не только сидели на трибунах, но и стояли на футбольном поле и горячо рукоплескали гостю с Острова Свободы.

Лидер СССР Хрущев обнимал Фиделя как родного сына. Председатель Президиума Брежнев наградил Кастро званием Героя Советского Союза. Между прочим, кубинец был последним иностранцем - обладателем этой награды.

Художники писали его портреты. Революционера изваял скульптор Кербель. Поэт Евтушенко писал: «Я знал, зачем сюда, / на Кубу, / прибыл, / я помнил слово, / данное стране, / и сам Фидель меня, / как брата, / принял / и, как солдату, / дал заданье мне…»

Все это было давно. Фиделя забыли. Но когда он умер, в Москве решили увековечить его имя. И заодно сделать реверанс в сторону Кубы. Хотя от прежней горячей дружбы между двумя странами остались только воспоминания, запах сигар и вкус сахара.

Итак, легендарный кубинец был увековечен в названии столичной площади. Как говорится, чего же боле? Но оказывается, этого мало – недавно московские чиновники решили на площади Фиделя Кастро поставить памятник Фиделю Кастро. Об этом шла речь на благотворительном вечере Фонда имени кубинского революционера.

Влияние Фиделя Кастро на Россию растет - об этом заявила член правления Российского общества дружбы с Кубой Елена Ложкина. Честно говоря, никогда об этом не слышал. Да и какое воздействие на России может оказать образ команданте сейчас? На Кубе один строй, у нас совсем другой. Его идеи оказались сладким дымом, который давно растаял.

Говоря, о будущем монументе, Ложкина патетически воскликнула: «К нему не зарастет народная тропа!» Ничего, кроме иронической улыбки это не вызывает. В России есть имена литераторов, художников, артистов, которых помнят, почитают. Кастро же - политик, тем более, чужой…

Тем не менее, над проектом памятника уже работают скульпторы из студии Митрофана Грекова - Алексей Чебаненко и Андрей Белый. Они вдохновились образом и собираются потрясти публику. И об этом пишу с иронией: Москва буквально заставлена монументами – уместными и неуместными. И многие вызывают неприятие, а часто недовольный ропот.

Впрочем, не знаю способностей вышеназванных ваятелей. Может, они действительно талантливые люди и способны на многое. Только стоит ли стараться, и нужен ли Москве памятник Фиделю Кастро?

Почему чиновники не спросили об этом москвичей, жителей района? Ведь они здесь живут, это их вотчина. Они - хозяева и, значит, имеют право решающего голоса. Почему же пренебрегли их мнением, отчего не устроили общественные слушания, дискуссии по этому поводу?

Между прочим, в июне 2020 года, когда уже пошли слухи об установке памятника Кастро, управа района Сокол попросила Совет депутатов узнать на этот счет мнение жителей. Выяснилось, что большинство высказалось против. Главный аргумент был вполне резонный: какое отношение именно к Соколу имел кубинский лидер?

Однако никто не прислушался к голосам жителей района. Между прочим, и название площади с ними не обсуждалось. Может, горожане хотели видеть здесь памятник другому человеку? Ведь на Соколе жили многие известные, уважаемые люди, прославившие страну – например, маршал бронетанковых войск, дважды Герой Советского Союза Михаил Катуков, маршал Советского Союза Родион Малиновский, тоже дважды герой страны.

Можно вспомнить и другие знаковые личности – врача-космонавта Бориса Егорова, тренеров Всеволода Боброва, Александра Гомельского, Анатолия Тарасова, актеров Всеволода Сафонова, Ролана Быкова.

Здесь, в районе Сокола, была мастерская скульптора, народного художника СССР Льва Кербеля. Он, ваятель известный всему миру, работал во многих жанрах скульптуры, выполнял портреты и памятники, монументальные комплексы и станковые композиции.

Может, пора увековечить памятник этих и других людей, живших на Соколе? Но чиновники почему-то смотрят в «другую» сторону. Не знают истории района? Так пусть поинтересуются, жители района наверняка готовы их просветить.

Но такого желания у представителей власти нет. И советоваться с горожанами они тоже не желают – по привычке что хотят, то и воротят. А это прямой путь к разногласиям, возникновению конфликтных ситуаций.

Есть еще один аргумент не в пользу памятника Кастро. После смерти команданте на Кубе был учрежден закон, в котором говорилось: «Как выражение воли и политической этики, которые всегда были присущи Фиделю, запрещается использовать его имя в наименованиях учреждений, площадей, парков, улиц, проспектов и других общественных мест, а также в любых видах наград, почетных титулов или заслуг».

Выходит, что памятник Кастро, если он будет воздвигнут в Москве –станет нарушением его воли. Впрочем, о завещании Фиделя «забыли» еще раньше, когда назвали площадь его именем. Был один парадокс, теперь будет два?