Войти в почту

NFT в Эрмитаже — искусство, модный тренд или новая реальность?

Государственный Эрмитаж открыл первую в своей истории виртуальную выставку. Проект выключает в себя 38 NFT-работ — некоторые из них созданы специально для этой композиции. По словам директора Эрмитажа Михаила Пиотровского, экспозиция «Незримый эфир» — это историческое события для музея, продолжение начатого пути по гуманизации цифровой культуры. Более того, выставка является началом создания «небесного двойника» Эрмитажа и символизирует построение собственной метавселенной музея.

NFT в Эрмитаже — искусство, модный тренд или новая реальность?
© Слово и Дело

Заведующий отделом современного искусства Государственного Эрмитажа Дмитрий Озерков в рамках онлайн-презентации отметил, что выставка также станет первым шагом к последующей тотальной цифровизации всех крупных музеев.

«В ближайшем будущем мы увидим, что все музеи будут делать такие выставки, а аналоговые музеи будут совмещать оффлайн-экспозицию с цифровой», — отметил Дмитрий Озерков.

Одним из принципиальных условий выставки «Незримый эфир» было то, что она полностью бесплатна для посещения, она никак не связана с аукционами и коммерцией. Как только выставка закончится, авторы работ смогут забрать их обратно к себе и дальше распорядиться ими по своему усмотрению: оставить себе, продать в виде NFT или уничтожить. Но действительно ли она не связана с коммерцией?

Эфир — равно Ethereum

Главная виртуальная локация выставки — это воссозданное здание Биржи Тома де Томона на Васильевском острове. Именно там в шести залах расположились цифровые работы современных художников. Как заявляют авторы выставки, здание Биржи выбрано не случайно — это символ коммерции, также она имеет прямое отношение к криптовалютам и криптобиржам.

Помимо этого, сообщается, что название «Незримый эфир» отсылает нас к поэзии Федора Тютчева «Душа хотела б быть звездой…». Однако также эфир (Ethereum) — это криптовалюта на базе блокчейна. Именно на этом блокчейне в 2017 году впервые были созданы смарт-контракты NFT (невзаимозаменяемые токены). Один биткойн сегодня стоит 4,6 млн рублей, один эфириум — 338 024 рубля, один NTF — столько, сколько заплатят на аукционе. 

NFT — это цифровой уникальный токен, который, как и любую другую криптовалюту (например, биткойн или эфир), можно хранить в собственном криптокошельке. Единственное отличие от других криптовалют — NFT нельзя поделить на части или заменить на эквивалент. Таким образом, цифровой предмет (картина, музыка, мелодия, 3D-модель, фотография или мем) обладают всеми экономическими свойствами уникального предмета в реальном, физическом мире. 

Посетители выставки Эрмитажа увидят работы настоящих легенд цифрового искусства — тех, которые прокладывали эту дорогу, тестировали и изучали. Например, тут будет знаменитая аватарка «Криптопанка» от студии Larva Labs. В 2017 году студия стала пионером криптоарта, запустив проект из десяти тысяч сгенерированных уникальных портретов, у каждого из которых есть владелец на блокчейне Ethereum.

Тут же можно встретить и криптокотенка из игры Crypto Kitties, которая набрала популярность в 2017 году. Игроки могут покупать, продавать, собирать и разводить виртуальных кошек. Уникальное ДНК каждой из них состоит из ДНК родителей, а также случайных мутаций — с помощью определенных атрибутов это задает их внешний вид. Чем реже и необычнее кошки, тем более ценными они являются для игроков. Криптокотята сыграли огромную роль в популяризации и развитии блокчейна Ethereum и NFT. Кот Шредингера, представленный на выставке, является одним из самых редких токенов.

Для кого эта выставка?

Это первый вопрос, который приходит в голову при виде этих NFT-работ с самого начала, когда мы погружаемся в виртуальный мир, неловко построенный 3D-дизайнером. Каждый посетитель выставки получает собственный аватар (человечка), передвигается с помощью игровой механики и пытается рассмотреть картины.

И если на презентации все звучало прекрасно и прогрессивно, в жизни все оказалось прозаичнее. Далеко не каждый компьютер в силах прогрузить настолько тяжелый объем информации с сайта: виртуальное пространство Биржи просто не загружается. А для мобильных устройств требуется отдельное приложение, которое также очень требовательно к «железу» устройства. Цифровые объекты искусства также не подгружаются. По сравнению с современными компьютерными играми пространство Биржи как будто отсылает обратно, к 2003 году и первым успехам в 3D-дизайне. Если вам хочется погрузиться в новый, красивый мир, где можно проявить себя как личность и насладиться окружающей красотой — лучше скачать видеоигру.

Но это только часть проблемы. Эти произведения искусства являются типичным примером постмодернизма: они не поддаются никакой оценке (ни объективной, ни субъективной). Они не должны быть красивыми, сложными, они не должны пробуждать никаких эмоций. Они не несут никакого смысла, кроме заданного участка кода, который лежит где-то в Data-центрах. После выставки эти произведения искусства будут проданы, а посетитель их не увидит и не поймет.

Если картины и работы известных мастеров уже были многократно перепроданы, завышать их цену на торгах и аукционах уже не имеет смысла. А цены на новое NFT-искусство, напротив, еще можно раздувать, как мыльный пузырь, перепродавая и накручивая.

Выставка «Незримый эфир» не для простых людей, кому интересно современное искусство. Да и от искусства там ничего не осталось. Даже если у вас есть супермощный компьютер и VR-очки, которые рекомендуют надеть авторы выставки, едва ли вы сможете насладиться увиденным.

NFT — это тренд, который живет столько, сколько о нем говорят. А еще сегодня говорят об экологии — это тоже тренд, который не обошел стороной выставку. На презентации звучало много слов о модном нынче карбоновом следе, нагревающихся серверах, защите экологии. Это все верно. Да только выставка (в онлайн или в офлайн-формате) не повлияет на экологию ни положительно, ни отрицательно. Экология — это нечто большее, чем избегание карбонового следа проведением онлайн-выставки. К тому же, с экологичностью NFT тоже не все однозначно.

Скорее, эта выставка для инвесторов и крупных компаний, которые рассматривают NFT-искусство как пустой кошелек, куда еще можно пересыпать собственный капитал. В этом смысле такие цифровые арт-объекты сродни антиквариату, дорогой недвижимости или автомобилям Bentley. Другими словами, выставка «Незримый эфир», несмотря на отсылки к лирике Тютчева — это лакмус очевидной проблемы современного искусства, современной экономики. Это олицетворение кризиса смыслов и торжества капитала.

С кем бы мы ни общались, все считают бредом платить огромные суммы за «картинку в интернете». Возможно, за этим, действительно, будущее. Либо это мыльный пузырь, который обречён лопнуть. Нам же остается только наблюдать и ждать.