В мире
Новости Москвы
Политика
Общество
Происшествия
Наука и техника
Шоу-бизнес
Армия
Статьи

Вернуться к старым задумкам

Безусловно, самый крупный осуществлённый проект, имеющий отношение к исторической части , это архитектурная перепланировка города 1782 года. Тогда ради его исполнения была проделана огромная работа, причём за очень короткий срок. Выпади такое на долю нынешнего поколения, ещё неизвестно, справились бы мы или отказались, сославшись на обстоятельства. А в те времена виза императрицы «быть по сему» ко многому обязывала. Ярмарка меняет прописку Но с того времени скольким курским проектам не суждено было осуществиться! Скажем, в начале XIX века всерьёз рассматривалась задумка переноса Коренной ярмарки в Курск – по примеру Новгородской, которая сменила Макарьевскую после пожара в 1816 году. Речь шла о размещении торжища на неиспользуемой курянами площадке, где Тускарь впадает в Сейм. Частью этой идеи стало увеличение полноводности Тускари, которая тогда уже считалась недостаточной. Для этого предполагалось построить на Сейме небольшую плотину (чуть ниже точки, где нынешний Кривец впадает в Сейм), с помощью рукотворного канала соединить там же русло Сейма с тупиковой в то время (до 1922 года) заводью Кривец. В этом случае вода из Сейма пополнила бы Тускарь, сделав её транспортно пригодной не только во времена разливов – как минимум до предполагавшегося места расположения новой ярмарки. Что помешало осуществлению переноса Коренной ярмарки в Курск? Надо понимать, отложили до завершения хлопотного строительства Мариинского водного пути по Сейму. Потом – Крымская война, потом – строительство железной дороги, которая в принципе изменила понятие о расстояниях. Одним словом – не судьба. Ну а новая полноводность Тускари имела прагматичный смысл только в случае переноса «торговых ворот юга России» в окрестности Курска. Кроме того, новый уровень воды в Тускари делал необходимой реконструкцию Градской мельницы, что обошлось бы дорого. Водный стадион Если уж о курских реках: в 90-е годы прошлого века был разработан вполне рабочий проект, согласно которому предстояло перегородить русло Кривца – неподалеку от того места, где он начинается. Предварительно выше плотины подготовить ложемент для водохранилища, своеобразное искусственное озеро – водный стадион. Избытку воды от плотины предстояло поднять русло Тускари. В этом случае никакие мельницы не помешали бы. Но и этому проекту не суждено было сбыться. Ещё одна водная задумка: На реке Кур в нижней части улицы Коммунистической построить водный стадион: бассейны, трибуны для зрителей, игровые водные поля. Макеты, подробно изображавшие задуманное, долго пылились в Доме архитекторов, а потом куда-то пропали. Одним словом, задумка канула в Лету. Пустырь на улице Дзержинского В преддверии Олимпиады-80 на том участке улицы Дзержинского, что спускается по чётной стороне, снесли все здания, превратив его в пустырь. С тех пор построить здесь что-либо путное так и не придумали. Скажем, здания для музея и картинной галереи – сколько копий поломали архитекторы, отстаивая те или иные проекты, но согласия так и не достигли – может быть, и к лучшему… Среди замыслов сооружений, которые должны были заполнить пустырь на Полугоре, был и Детский городок (вместо Театра кукол). Плакат с его изображением до сих пор висит в вестибюле театра. Справедливости ради отметим, сегодня есть новая, вполне конкретная задумка построить Театр кукол, не менее интересная, чем предыдущая. Пожелаем ей сбыться. Транспортный тоннель В послевоенные годы возникла идея часть автомобильного движения от Красной площади в сторону мединститута спустить в транспортный тоннель, соорудив его открытым способом вдоль чётной стороны улицы Ленина. Для этого расстояние от «красной линии» до проезжей части улицы выполнили гораздо обширнее, чем на противоположной стороне… Сегодня лишь широкий тротуар по нечётной стороне напоминает об этом проекте. А сколько шума было относительно 30-этажного «небоскрёба» рядом с Московской площадью. Как-то неожиданно об этом тоже забыли. Почему? Да мало ли. Музейный городок Вспомним и «дела давно минувших лет». В 30-е годы прошлого века проводился конкурс на лучший архитектурный проект устройства площади Добролюбова. Предпочтение было отдано «Музейному городку», в рамках которого предполагалось создать комплекс музеев, в том числе и краеведческий. Но случилась война, и проект так и остался на бумаге. В 1938-м году был построен стадион для железнодорожников , ныне затерявшийся в дебрях. К заброшенным причислим и транспортную эстакаду через пойму Кура от улицы Ватутина к улице Сороковой. Уже начали было готовить окружающее пространство, но почему-то передумали… Причём за невыполненные, заброшенные проекты никто никогда не отчитывался: ни главные архитекторы, ни руководство города. Так уж было принято: забыли и вспоминать нечего. Даже если уже были вложены солидные деньги. Освоить косогоры А ведь за Курском в старые времена числилось исполнение едва ли не дерзновенных проектов. Достаточно вспомнить строительство в холмистом городе трамвайного пути. До сих пор спорят, на каком месте в России стоял Курск-трамвайный – на третьем или на втором. Ну уж во всяком случае трамвай у нас появился раньше, чем в столице. Да и при строительстве водопровода пришлось столкнуться со многими трудностями. Впрочем, и в наши времена количество исполненных проектов гораздо больше нереализованных и забытых. А уж послевоенное градоустроение разрушенного Курска – хочется снять шляпу из уважения к архитекторам и строителям. И все же в нынешнем Курске ещё вдоволь белых пятен, коих ещё не касался глаз архитектора. У нас любят строить «новинки» в центре и на плоскости, а ведь задача освоить многочисленные косогоры стояла ещё в XIX веке – именно там предлагалось место для строительства приезжему человеку. Отсюда в нашем городе столько улиц, в названии которых на первом месте – «гора»: Чулкова, Котова, Лысая… К слову, одна из таких гор – на улице Мирной. После войны решили соорудить там пешеходную лестницу. Построили, но вскоре забыли, и она, обветшав, стала выглядеть как древние развалины. Пора бы вспомнить о ней и не только в качестве объекта для ремонта – в своё время знаменитая Потемкинская лестница в Одессе начиналась как раз с требующего постоянного ремонта лестничного «всхода», да и называлась она долгое время иначе. А у нашей даже названия нет… Стоит вспомнить, что как раз лестничный спуск собирались построить ещё до войны – от дома №65 на улице Ленина, по дну оврага-распадка и до Боевки. Вокруг, на склонах оврага, – парк, террасы, сады. Не сложилось – война. Правильно ли забывать неосуществленные замыслы и проекты? Ведь если таковые когда-то возникли в головах профессионалов, стало быть, в том была необходимость для Курска. Может быть, к отдельным стоит вернуться?

Вернуться к старым задумкам
Фото: Курская правдаКурская правда