В мире
Новости Москвы
Политика
Общество
Происшествия
Наука и техника
Шоу-бизнес
Армия
Статьи

Главархив — о том, как строили «Ботанический сад», а получился «Проспект Мира»

Станция метро «Проспект Мира» изначально должна была носить название «Ботанический сад», однако сейчас оно принадлежит другой станции Калужско-Рижской линии. Как ее строили и почему переименовали — рассказывают документы Главархива .

Главархив — о том, как строили «Ботанический сад», а получился «Проспект Мира»
Фото: Mos.ruMos.ru

Видео дня

Проект будущей станции Моссовет утвердил 15 сентября 1950 года. Над его разработкой трудились известные советские архитекторы Владимир Гельфрейх и Михаил Минкус, а также инженер-конструктор Борис Прикот. Для станции выбрали пилонный тип — Владимир Гельфрейх уже создавал нечто подобное: вместе с архитектором Игорем Рожиным он спроектировал «Электрозаводскую», открытую шестью годами ранее.

Новая станция получила название «Ботанический сад» в честь расположенного рядом «Аптекарского огорода» — Ботанического сада . Это старейший ботанический сад страны, который основал еще Петр I в 1706 году.

Оформление станции посвятили Сталинскому плану преобразования природы. Согласно ему, с 1948 по 1953 год предполагалось создать несколько обширных лесных полос протяженностью более пяти тысяч километров в степных и лесостепных районах. Полосы должны были защищать от засухи, песчаных и пыльных бурь и способствовать росту урожая.

Архитекторы решили установить на 16 пилонах станции мраморные бюсты отечественных ученых, среди которых , , , , , и другие.

Одну из стен центрального зала должна была украсить цветная мраморная мозаика с картой лесов из плана преобразования природы. Здесь же разместили барельефный портрет Иосифа Сталина — его демонтировали в 1956 году после развенчания культа личности. Позже на этом месте установили работу «Матери Мира».

Пока станцию строили, в проект вносили коррективы: вместо бюстов над карнизами пилонов появились рельефы венков, листьев, бутонов и знамен. Они обрамляли изображения агрономов, цветоводов и садоводов. Стены станции облицевали розовым тагильским мрамором.

Первых пассажиров «Ботанический сад» принял в начале 1952 года, а в 1966-м станция сменила название: ее переименовали в «Проспект Мира» в честь магистрали, в начале которой она была расположена.

В 1978 году название «Ботанический сад» вернулось на карту метро. Тогда статус ведущего ботанического сада столицы получил Главный ботанический сад имени Н.В. Цицина. В честь него и назвали новую станцию.