Войти в почту

Семь лет с аварии в московском метро: как изменилась система безопасности

В трагедии, случившейся 15 июля 2014 погибло 24 человека, и еще более двухсот пострадали. Это был последний крупный несчастный случай в Московском метро. Это стало еще одним рывком для усиления системы безопасности в общественном транспорте России.

Семь лет с аварии в московском метро: как изменилась система безопасности
© Слово и Дело

К сожалению, трагедии в общественном транспорте иногда случаются. Последним крупным терактом в метро стали события апреля 2017 года в Санкт-Петербурге. С тех пор кардинально изменилась система безопасности в общественном транспорте. Особые службы безопасности – от полиции до ФСБ – за эти годы предотвратили сотни планировавшихся терактов.

Арки металлодетекторов

Несколько лет назад метрополитены Москвы и Санкт-Петербурга обзавелись тысячами рамок металлодетектеров. Сегодня ими оборудованы абсолютно все станции обеих столиц.

И хотя некоторые считают, что такая мера бессмысленна, она все-таки помогает сотрудникам службы безопасности в предотвращении несчастных случаев. Рамки металлодетекторов реагируют на большой вес металла. По словам сотрудника милиции в отставке Евгения Черноусова, сотрудники контроля внимательно высматривают подозрительных лиц. Конечно, в огромном пассажиропотоке проверить абсолютно всех – нереально. Но ежедневно сотрудники безопасности задерживают десятков злоумышленников и спасают сотни жизней в метро.

«В метро нельзя пройти с оружием, с тяжелыми металлическими предметами, которые по весу могут быть холодным оружием, финкой, кинжалом, кортиком. Система сразу срабатывает. Там же установлены рентгено-инспекционные системы, которые просвечивают подозрительные предметы: сумки, рюкзаки, крупногабаритные вещи», — напоминает бывший сотрудник полиции.

В 2017 году рамки не смогли защитить от теракта в петербургском метрополитене. Однако это один случай из ста, повлекший за собой череду проверок и изменений в системе безопасности. По информации МВД, в 2015 году рамки металлодетекторов помогли найти около 30 тысяч запрещенных предметов – ножи и другие колюще-режущие предметы.

Фейс-контроль

Находясь в метро, пассажиры просто обречены рассчитывать на то, что их безопасность находится в надежных руках. Проверка на рентгено-инспекционных системах, по словам Евгения Черноусова, также имеет большое предупредительно-профилактическое значение. Все пассажиры с пониманием относятся к просьбе о проверке личных вещей и не оказывают сопротивление.

А сотрудники метрополитена ежедневно проводят выявление подозрительных лиц, а также тех, кто находится в розыске, скрывается, подозревается в совершении преступления.

«Особенно много таких людей было выявлено во время Чемпионата мира по футболу. Тогда было найдено и задержано более ста опасных лиц», — отмечает специалист.

Нельзя не вспомнить и о камерах. Огромное количество камер с системой определения лиц размешено по вестибюлям, залам и вагонам метро. Это позволяет предотвратить огромное количество не только терактов, но и мелких правонарушений.

В каждом вагоне метро идет непрерывная видеозапись пассажиров. Благодаря этом сегодня достигнута практически стопроцентная раскрываемость преступлений разной тяжести, произошедших на территории метрополитена.

На тебя смотрят

Одно из самых больших изменений в безопасности метрополитена – это изменения в правосознании граждан. Евгений Черноусов тоже отмечает, что с приходом преобразований в безопасности люди тоже изменились в лучшую сторону. Они стали более бдительны и неравнодушны. А сам метрополитен обеспечивает все для того, чтобы вовремя сообщить о подозрительном предмете или дежурному по станции, или машинисту.

Помимо этого, метрополитены обеих столиц активно обновляют подвижные составы. Современный состав не сможет просто так сойти с рельсов.

Преобразования в метрополитенах Москвы и Санкт-Петербурга потребовали больших денежных ресурсов. Однако деньги были потрачены оправданно. Это еще одно доказательства приоритета безопасности и здоровья населения для государства. Теракты в Домодедово, на Лубянке, в петербургском метрополитене, а также трагедия в метро в 2014 году стали горьким уроком для всех нас. И теперь наш общественный транспорт – это пример для подражания даже для иностранцев.