Войти в почту

Ампирный шедевр Жилярди: утвержден предмет охраны ансамбля усадьбы Гагарина

Эксперты обозначили архитектурную ценность исторической усадьбы князя Гагарина на Поварской. Департамент культурного наследия города Москвы утвердил предмет охраны для этого памятника архитектуры. Речь идет о главном доме усадьбы, манеже и ковано-сварной ограде с копьевидными окончаниями и двумя воротами (адрес: Поварская улица, дом 23, строение 4, дом 25а, строение 1). Комплекс относится к архитектурному стилю ампир, он был построен в первой трети XIX века для князя Сергея Сергеевича Гагарина. Долгое время строительство дома приписывалось архитектору Осипу Бове, но в 1975 году, когда проводилась первая научная реставрация усадьбы, было установлено авторство Доменико Жилярди. В отделке особняка принимали участие скульпторы Гавриил Замараев, Иван Витали, Сантин Кампиони.

Ампирный шедевр Жилярди: утвержден предмет охраны ансамбля усадьбы Гагарина
© Mos.ru

Усадьба имеет статус объекта культурного наследия федерального значения. Любые реставрационные работы должны проводиться там только под контролем столичного Департамента культурного наследия и в соответствии с утвержденным предметом охраны. В этот документ включили все элементы декора, внутреннего убранства, а также планировку зданий и материалы, которые использовались при их строительстве и отделке.

«Усадьба Гагарина на Поварской улице — прекрасный образец сохранившегося исторического ансамбля XIX века. Главный дом, где сейчас находится Институт мировой литературы, был построен в 1820-х годах по проекту выдающегося архитектора Доменико Жилярди. Это здание действительно является украшением района. Кроме того, сохранились исторический манеж и ограда. Они также представляют собой неотъемлемую часть старинной застройки этого места. Мосгорнаследие утвердило предмет охраны всего комплекса. В документ вошли все уникальные детали памятников», — прокомментировал глава Мосгорнаследия Алексей Емельянов.

Главный дом усадьбы Гагарина имеет два этажа, подвал и антресоли. Это каменное здание с богатым лепным декором на центральном фасаде. Покрытие стен дома на уровне первого и второго этажей отличается друг от друга. Внизу применяли особую штукатурку руст, которая имитирует выпуклую каменную кладку. А верхний этаж оштукатурили гладко. Оконные проемы первого этажа украшают белые львиные маски. Это декор авторства скульптора Гавриила Замараева. Доменико Жилярди неоднократно использовал его работы в своих проектах. В частности, похожие маски Жилярди впервые опробовал при украшении фасада здания Московского университета на Моховой улице.

Боковые фасады дома лишены украшений. Полукруглые выступы дворового фасада соединены балконом с металлической решеткой.

Планировка дома оригинальна. Центральное место в особняке занимает парадная лестница, а над нею можно увидеть окно в потолке, или так называемый световой фонарь. К лестнице ведет вестибюль с низкими дорическими колоннами. Входы в парадные помещения дома окружают лестницу, они выполнены в виде арок.

Лишь в западной части дома находится несколько небольших жилых комнат, над которыми устроен антресольный этаж с изящной деревянной лестницей. Во многих помещениях сводчатые потолки и богатый лепной декор. Особо стоит отметить, что потолочные своды главной спальни расписаны в технике гризайль, передающей разные градации одного цвета. В кабинете сохранились отделенный колоннами эркер (объемное окно, выступающее вперед от плоскости фасада) и мраморный резной камин. В настоящее время в здании размещается Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН и Музей-квартира А.М. Горького.

Манеж усадьбы Гагарина представляет собой двухэтажную каменную постройку с полуциркульными окнами, прямоугольными и полуарочными нишами, а также белым лепным декором. В 1989 году здание манежа, пострадавшее от пожара, было передано Институту мировой литературы имени А.М. Горького. В 1994 году в нем началась масштабная реставрация и реконструкция. К моменту начала работ от исторического строения сохранился лишь кирпичный остов с двускатной кровлей. В 1995 году зданию манежа был возвращен исторический облик. Сейчас в нем располагается банк.

Князь Сергей Сергеевич Гагарин (1795–1852) был обер-гофмейстером и заведующим императорскими театрами с 1829 по 1833 год. Он приложил много труда для приведения в порядок театрального дела: ввел поспектакльную плату вместо абонементов, преобразовал театральное училище, открыл в 1831 году Александринский театр.

После отставки в 1833 году с поста князь продал свою московскую усадьбу в счет долгов. Владение часто переходило к разным хозяевам, пока его не перекупило управление Московского конного завода. Манеж снаружи дополнили деревянными конюшнями, которые заняли большую часть усадебного парка. В здании манежа проходили выставки-продажи лошадей. А в главном доме размещались квартиры служащих. В одной из них в 1875 году поселился управляющий императорскими конными заводами в Туле и Москве генерал-майор Леонид Гартунг с супругой Марией Александровной — старшей дочерью Александра Пушкина.

После революции в бывшем господском доме в разное время располагались Первые московские пулеметные курсы РККА, Институт красной профессуры, конная база Совнаркома и Интернациональная ленинская школа. А в 1930-е годы в усадьбе размещалось Кавалерийское училище имени Семена Буденного, занятия которого (не являясь курсантами) посещали Василий Сталин и сыновья Анастаса Микояна.