Войти в почту

Б. Златоустинский пер., 6, стр. 1

Согласитесь, мы каждый день ходим по улицам города и не имеем ни малейшего представления, как выглядела Москва 20 лет назад. И уж тем более 100. А ведь это богатейшая история. Накануне векового юбилея «Вечерней Москвы» рассматриваем столицу много лет назад.

Б. Златоустинский пер., 6, стр. 1
© Вечерняя Москва

Специальный корреспондент «Вечерки» фотограф Сергей Шахиджанян предлагает сравнить снимки столицы разных эпох с современными, которые как раз были опубликованы в архивных номерах газеты «Вечерняя Москва».

Если идти по улице Мясницкой и в районе дома номер 7 свернуть в Большой Златоустинский переулок, то через несколько десятков метров взгляд упирается в красивое здание, стоящее прямо на углу, с надписью «Казначейство». Большой Златоустинский и Лучников переулки огибают здание с двух сторон.

Неужели тут хранились золотые запасы? Совсем нет — дом построен по заказу купца Николая Стахеева, и размещалась в нем «Большая Сибирская гостиница». Купцы соревновались между собой, и Николай Стахеев не был исключением. Много домов для него построил Михаил Бугровский — его часто называют «архитектором купеческой Москвы».

Будучи выходцем из многодетной купеческой семьи, Бугровский не только знал, что нужно его заказчикам, но и имел нужные знакомства и даже некоторое родство, пусть и дальнее, с влиятельнейшими торговыми кланами — неудивительно, что богатые клиенты именно ему заказывали для себя дома.

В начале ХХ века разношерстная архитектура Москвы нуждалась в обновлении, и купцам разрешили скупать земли и возводить доходные дома — чем те и занялись с успехов. Поскольку в Москве не то что не было единого стиля, но даже и дома не имели номеров, то для города это стало благом — появлялись новые, современные торговые улицы и даже кварталы, дороги.

На месте здания с надписью «Казначейство» был большой торговый центр и гостиница — просуществовало все до 1918 года, когда правительство провело национализацию. После революции в гостинице открыли Дом крестьянина — и в нем жил писатель Андрей Платонов. Бывший же домовладелец, богач, меценат и игрок, послужил прототипом для Кисы Воробьянинова, персонаж книги Ильи Ильфа и Евгения Петрова Ипполит Воробьянинов, по легенде, списан с Николая Стахеева. Однако еще перед Первой мировой войной прозорливый промышленник уехал в Париж, где и умер в 1933 году. А сам дом был в 2015-м поставлен на реставрацию и сейчас великолепно освещен.