Войти в почту

Дома-«передвижники», или Как Москва Америке нос утирала

Принятый в 1935 году Генеральный план реконструкции Москвы был призван сделать столицу витриной СССР «путем решительного упорядочения сети городских улиц и площадей». Под упорядочением прежде всего подразумевалось спрямление и расширение. Добиваться этого предполагалось путем сноса зданий, в прямом смысле стоящих на пути к светлому будущему. Однако в отдельных случаях «казнь» заменяли на «ссылку» и дом из категории «смертников» переводили в «передвижники».

Дома-«передвижники», или Как Москва Америке нос утирала
© Мир квартир

В 1936 году в Москве был создан Трест по разборке и перемещению зданий, главным инженером которого стал Эммануил Гендель, занимавшийся укреплением фундаментов домов рядом с линиями метро. Специалисты в основном набирались из Метростроя.

Превращение Тверской в улицу Горького. Фото: pastvu.com

Дома двигали по следующей схеме: низ строения сковывали стальной рамой; по линии среза фундамента через определенное расстояние пробивали отверстия и в образовавшиеся коридоры укладывали рельсы; на рельсы устанавливали стальные катки, на катки – мощные балки, которые приваривали к раме. Затем тросами срезали фундамент и двигали здание по каткам с помощью лебедок и домкратов. Коммуникации в процессе передвижки соединяли гибкими связями.

За время работы треста в Москве были передвинуты около 70 зданий. В первой десятке переехали дома на Садовнической улице и улице Серафимовича. Практически одновременно принялись «облагораживать» улицу Горького.

Мост на месте дома

Старый Краснохолмский мост постройки 1872 года соединял Замоскворечье с Таганкой не по траектории современного Садового кольца, а через Краснохолмскую (ныне Народную) улицу. Дорога подходила к реке под острым углом, мост же лежал строго поперек русла, отчего гладкая трасса в этом месте «ломалась». В 1937 году, согласно генплану, было решено сгладить излом и поставить новую конструкцию под углом 55 градусов к фарватеру.

Старый Краснохолмский мост на карте 1915 года. Фото: wikimapia.org

Начать работы мешала новая пятиэтажка для работников Краснохолмского камвольного комбината, заходящая на съезд будущего моста. Дом под номером 77 в форме буквы «Г» короткой частью выходил на Садовническую улицу (в 1939-1993 гг. – улица Осипенко), а длинной аккурат вылезал на место строительства.

Конструктивистское здание, простоявшее менее 10 лет, решили не ломать, а «подправить» его конфигурацию, заменив, как и в случае с мостом, прямой угол на острый. Перемычку между двумя крыльями разобрали, длинную «ножку» отодвинули в глубину двора, развернув ее при этом на 19 градусов.

«Жильцы дома совершенно не почувствовали передвижения», «Правда», 17.06.1937. Фото: pastvu.com

Работы прошли без отселения жильцов и отключения коммуникаций. Из-за слабости несущих грунтов по окончании передвижки в подвале оставили вагонетки, которые двигали здание, и стоящую на них стальную раму. Два крыла некогда единой конструкции вновь связали в одну, построив межу ними новый шестиэтажный подъезд. Пресса подробно описывала передовой опыт.

Через 30 лет дом на Садовнической-Осипенко еще раз попал в газеты, уже при весьма трагических обстоятельствах. 25 декабря 1967 года в новой части здания произошел мощный взрыв, унесший жизни 147 человек. Подозревали и диверсию, и неразорвавшуюся бомбу времен войны. За рабочую была принята версия утечки бытового газа вследствие обрыва магистрали при проседании грунта.

Здание с новой шестиэтажной частью, которая позже пострадает при взрыве. Фото: pastvu.com

На месте аварии побывал генсек Брежнев. Впредь было решено не газифицировать дома выше девяти этажей. При этом специалисты, обследовавшие развалины, отмечали, что характер разрушений не соответствует картине взрыва – ни газа, ни чего другого.

Между делом всплыл факт, что в 1902 году недалеко от места трагедии без видимых причин развалился на куски доходный дом XIX века, а в 1932-м – построенная на его месте булочная. Газа ни там, ни там не было. Загадка не решена до сих пор.

Длинное крыло с пристроенным офисным центром. Фото 2018 года: wikimapia.org

Сегодня на месте разрушенного подъезда выросло уродливое офисное здание. В длинной части дома (сейчас 77 стр. 1), давно завешенной строительной сеткой, жилых площадей нет. Квартиры остались в отдельно стоящем корпусе (77 стр. 2), выходящем на Садовническую улицу. Сейчас там можно купить четырехкомнатную квартиру площадью 84 кв. м и кухней 9 кв. м. Квартира расположена на четвертом этаже, жилье оценивается в 22 млн рублей.

«Дом стоял на этом месте! Дом пропал с жильцами вместе!»

Через несколько месяцев «попросили подвинуться» еще один дом, мешающий строительству моста, на сей раз Большого Каменного. Прежний мост связывал Болотный остров с тупиковой Ленивкой, новый должен был ориентировать транспортный поток на Боровицкую площадь.

«Рабочая Москва», 26.10.1937. Фото: dvperiodika.ru

«Не на месте» оказалась еще одна конструктивистская пятиэтажка, стоящая на подходах к новому мосту. Ее не пришлось ни пилить, ни поворачивать, но задача все же была не из простых: зание требовалось поднять почти на два метра из-за предстоящего повышения уровня тротуара.

Как и в первом случае, дом двигали вместе с жильцами, не отключая коммуникации. В результате переезда он разжился дополнительным цокольным этажом.

Здание передвинуто на 74 метра. Фото: pastvu.com

Именно передвижка дома 5/16 по улице Серафимовича вдохновила Агнию Барто на стихотворение «Дом переехал», в котором мальчик Сема, вернувшись из «Артека», пытает постового, куда делся его дом:

Постовой ответил Сёме:— Вы мешали на пути,Вас решили в вашем домеВ переулок отвезти.

Поищите за угломИ найдете этот дом.

На улице Серафимовича уместилось всего два дома – наш герой и Дом на набережной. Фото: Мир Квартир

Сегодня в доме 5/16 продается трехкомнатная квартира на четвертом этаже, с косметическим ремонтом за 26 млн рублей. Площадь – 75 «квадратов», рядом сквер, 400 метров до Кремля.

Догнать и перегнать Америку

Согласно Генплану 1935 года, основной магистралью, ведущей народ в коммунистическое завтра, должна была стать улица Горького (до 1932 и после 1990 — Тверская). Ее предполагалось расширить до 40-56 метров за счет сноса большей части строений. В число сносимых попал и доходный дом Саввино-Сторожевского монастыря.

Саввинское подворье построил в 1907 году архитектор Иван Кузнецов. Здание, выполненное в неорусском стиле с элементами барокко и отделанное абрамцевской плиткой, до сих пор одно из красивейших в Москве. К сожалению, сегодня мало кто знает о его существовании.

Самое красивое здание Тверской задвигают с глаз долой. Фото: pastvu.com

В 1938 году, узнав о предполагаемом сносе, жители написали письмо в Моссовет с просьбой сохранить дом. История заинтересовала Хрущева, который увидел в ней хороший повод утереть нос американцам. Дело в том, что самым крупным передвинутым на тот момент зданием в мире была телефонная станция в Индианаполисе весом 11 тысяч тонн. Вес же Саввинского подворья достигал 23 тысяч тонн, и его перемещение надолго закрывало тему лидерства в этой области.

Внутренний двор Саввинского подворья. Фото: vseruss.net

Жители боялись оставаться в доме в момент передвижки, поэтому время «Х» от них намеренно скрывали. Дом «поехал» ночью 4 марта 1939 года и уже к утру встал на новом месте. Перемещение было настолько плавным, что никто ничего не заметил. В одной из квартир даже не рассыпалась башня из кубиков, которую девочка построила перед сном. Здание переместилось на 60 метров за одну ночь. Мировой рекорд был установлен.

Вот такая сказка скрыта во дворах Тверской. Фото: enciclopediya-geografa.ru

Сегодня Саввинское подворье располагается по адресу Тверская, 6 стр. 6. Задвинутое во дворы и тесно зажатое позднейшими постройками, оно, тем не менее, до сих пор поражает воображение. Отыскать здание можно, войдя с Тверской в арку дома 6.

Для покупки квартиры в доме-памятнике потребуется около 85 млн рублей. Столько просят за 170 кв. м в отличном состоянии на третьем этаже.

Ленивка, Зацепа, Щипок… Кто давал названия московским улицам и что они означают на самом деле?

Дома под знаком Осоавиахима: «Красный ромб», древнерусский бестиарий и дом Маргариты

Первые тучерезы Москвы: целых шесть этажей! «Троицкий низок», «кавалерки» и «улыбка Сталина»

Подписывайтесь на наш Дзен-канал МИР КВАРТИР, чтобы не пропустить важное в недвижимости