Войти в почту

Станция БКЛ, развитие Грайворонова и обновленный стадион «Москвич»: главные проекты Текстильщиков

Жизнь в Текстильщиках, как и в соседних Печатниках, долгое время была тесно связана с Московским заводом малолитражных автомобилей (позднее — АЗЛК), выпускавшим знаменитый «Москвич» — первый массовый легковой автомобиль. Сегодня район из промышленного центра превращается в благоустроенную территорию с комфортной и развитой инфраструктурой. О том, как меняются Текстильщики и какие объекты появятся в районе в ближайшие годы, — в материале mos.ru.

Станция БКЛ, развитие Грайворонова и обновленный стадион «Москвич»: главные проекты Текстильщиков
© Mos.ru

Наследие «Москвича»

Когда-то на месте современного района находился заложенный в 1381 году Дмитрием Донским Николо-Угрешский монастырь. А в XVI веке здесь располагались деревня Курсаково и Сукино болото, затем — деревня Грайвороново. В XVIII веке на территории будущих Текстильщиков построил усадьбу граф Алексей Орлов-Чесменский. Однако от усадьбы, деревень и водоемов остался только пруд Садки — одна из главных достопримечательностей района.

В XIX веке в этих местах работали многочисленные фабрики. Первопроходцем был генерал Чесменский, тогдашний владелец этих земель. После Октябрьской революции территория превратилась в один из промышленных центров Москвы. Вскоре здесь построили санаторий для рабочих из сферы текстильной промышленности — так местность и получила свое современное название. К столице ее присоединили в 1960 году.

Постепенно промышленность района переориентировалась на автомобильную отрасль. Флагманом столичного автопрома стал Московский завод малолитражных автомобилей, созданный в 1930-е годы на месте осушенного в советскую эпоху болота — он просуществовал более 70 лет. Предприятие, как было принято в те годы, не только выпускало автомобили, но и создавало инфраструктуру для рабочих. Ею, кстати, и сегодня пользуются жители района.

Спортивный кластер в Текстильщиках, который занимает 17 гектаров, начал появляться в 1960-е годы. Здесь открылся спортивный клуб «Москвич», который популяризировал физкультуру и спорт среди рабочих и служащих завода, а также жителей Текстильщиков. Сегодня это спортивная школа олимпийского резерва «Москвич»

Долгие годы спортивная школа воспитывает олимпийских чемпионов и призеров крупных международных соревнований по легкой атлетике и водному поло, конькобежному спорту и фигурному катанию, велоспорту, шорт-треку. Среди выпускников «Москвича» такие звезды фигурного катания, как Ирина Лобачева и Илья Авербух, Татьяна Навка и Роман Костомаров, Ирина Слуцкая, Елена Ильиных и Никита Кацалапов.

Кроме того, в спортивный кластер входят Дворец спорта с 50-метровым бассейном, ледовый дворец с ледовой ареной и трибунами на 500 мест, два крытых теннисных корта, два футбольных и бейсбольное поле, универсальная спортивная площадка для игры в волейбол и баскетбол. А в 2016 году в районе появилось игровое поле с четырьмя дорожками для керлинга.

В 1977 году открылся культурный центр «Москвич», на площадках которого репетировали и выступали творческие коллективы завода, в том числе старейший духовой оркестр «Ретро», основанный еще в 1934 году. Пространство центра включает девять залов разной вместимости, а также выставочное пространство арт-резиденции «Двойка» для реализации современных и молодежных художественных проектов. В обычное время здесь регулярно проходят концерты, фестивали, творческие встречи, выставки, а также работают десятки творческих студий для детей и взрослых.

В культурном центре проводится капитальный ремонт. Уже завершен первый этап: специалисты заменили оконные блоки, системы отопления, канализации, также выполнили работы по дератизации. В процессе — работы по замене стекол витражей.

Как реконструируют стадион «Москвич»

Спортивной школе олимпийского резерва «Москвич» принадлежит открытый в 1969 году одноименный стадион. Сегодня он закрыт на реконструкцию, которая завершится в 2022 году.

После модернизации это будет современный стадион, рассчитанный на более чем четыре тысячи зрителей. Каждый из пяти секторов, по задумке архитекторов, окрасят в один из цветов олимпийских колец — синий, черный, красный, желтый, зеленый. На футбольном поле уложат натуральный травяной газон, а под ним разместят системы полива и обогрева.

Кроме футбольного поля, здесь создадут легкоатлетическое пространство: беговые дорожки, места для прыжков в длину и высоту. В подтрибунном пространстве оборудуют медицинские кабинеты, стрелковый тир, склады, служебные и технические помещения. В целом площадь спортивной арены увеличится более чем в четыре раза — с 1,9 до 9,7 тысячи квадратных метров.

Сергей Собянин: Реконструкция стадиона «Москвич» завершится в 2022 годуКаким будет стадион «Москвич» после реконструкции

Новый транспортный узел

Еще в 1894 году на территории нынешних Текстильщиков появилась железнодорожная станция. Изначально она называлась Чесменской — в честь бухты, в которой произошло знаковое сражение Русско-турецкой войны 1768–1774 годов. Сегодня платформа называется Текстильщики, она является частью Курского направления Московской железной дороги. В 2019 году эта станция стала частью МЦД-2 «Курско-Рижский». Эта платформа позволяет сотрудникам технополиса «Москва», расположенного на территории бывшего завода АЗЛК «Москвич», значительно экономить время.

Метро в районе появилось в 1966 году — тогда открыли станцию «Текстильщики» в составе Таганско-Краснопресненской линии. В ближайшее время в Текстильщиках создадут один из ключевых транспортно-пересадочных узлов (ТПУ): он объединит Большую кольцевую и Таганско-Краснопресненскую линии метро, железнодорожную станцию МЦД-2, а также Волгоградский проспект и Юго-Восточную хорду.

В районе в составе Большой кольцевой линии строится станция «Текстильщики». Это станция мелкого заложения с двумя береговыми платформами. Она будет пересадочной на одноименные станции Таганско-Краснопресненской линии метро и МЦД-2. Перейти на Таганско-Краснопресненскую линию можно будет по надземному пешеходному переходу. На данный момент завершена первая проходка двухпутного тоннеля.

Сергей Собянин: На станции «Текстильщики» будет сформирован крупный транспортно-пересадочный узел

Для образования и детского творчества

В Текстильщиках развивают не только транспорт, но и социальную инфраструктуру.

Здесь находится школа № 654 имени А.Д. Фридмана, основанная еще в 1939 году. Она известна тем, что стала первой школой в Москве, в которой появились предпрофессиональные классы.

Также в районе располагается колледж архитектуры, дизайна и реинжиниринга № 26. Здесь готовят специалистов в сферах дизайна, архитектуры, строительства и нефтехимической промышленности.

Центром дополнительного образования стал Дворец творчества детей и молодежи имени А.П. Гайдара. На ИT-полигоне, открытом в 2018 году, сегодня обучаются будущие инженеры, робототехники, программисты, промышленные дизайнеры и не только. В распоряжении юных спортсменов есть бассейн, спортивные и танцевальные залы, футбольное поле, пространства для спортивного туризма. А киноконцертный зал и летняя сцена Дворца творчества давно стали площадкой для творческих коллективов и районных мероприятий.

В ближайшие два года в районе появится спортивный комплекс для школы олимпийского резерва № 65 «Ника». Школа появилась еще в 1980 году и считается одной из сильнейших в волейболе. Однако все эти годы у нее не было собственного помещения, а тренировки проходили в школьных спортзалах. В новом здании, кроме тренировочных залов и площадки для соревнований, будет бассейн с трибунами.

Жилые комплексы место промзоны

Последние два года активно реорганизуют бывшую промышленную зону Грайвороново, часть которой находится на территории Текстильщиков. Всего она занимает 360 гектаров между Рязанским проспектом, железной дорогой и путями Московского центрального кольца. Вместо заброшенных производственных территорий появляются жилые кварталы с необходимой инфраструктурой. Также здесь расширяют местные проезды; планируется дополнительная связка с Третьим транспортным кольцом

Часть бывшей промзоны может начать преображение в рамках комплексного развития территории (КРТ). В декабре 2020 года были утверждены границы будущего проекта. В рамках КРТ в Грайворонове построят производственные и административно-деловые здания, что привлечет инвестиции в экономику города и позволит создать новые рабочие места. Проект также предусматривает строительство жилого комплекса с социальной инфраструктурой — под эти объекты определено 313 тысяч квадратных метров.

Новый взгляд на Москву: как меняется облик бывших промзонБывшие промзоны Осташковское Шоссе и Грайвороново ждет реорганизацияЧто построят на месте промзоны Грайвороново