Художник Владимир Михайлов: «Поклонная гора — моё место силы» 

Художник Владимир Михайлов: «Поклонная гора — моё место силы»
Фото: На Западе Москвы
Известный художник-витражист приступил к созданию витражных портретов героев Отечественной войны 1812 года, именами которых названы улицы на западе , в Дорогомилове. Более 20 лет Владимир работает в технике классических картин из стекла, занимается возрождением традиций православного витража, прерванных в 1917 году. Михайлов востребован во всём мире, например, именно ему доверили восстановление витражей окон барабана часовни «Всех скорбящих Радость» во .
Витраж — икона «Чудо св. Георгия о змие».
— Владимир, какие главные достопримечательности с витражами есть на западе Москвы?
— Первое, что сразу приходит на ум, — Поклонная гора. И значимость объекта, и монументальность бесспорны! Великолепно выполнен огромный монументальный витраж в центральном зале Музея Великой Отечественной войны. Весь в красных цветах, что означает и цвет морей пролитой на жертвенный алтарь Победы крови, и цвет Знамени Победы. Поклонная гора — это моё место силы. Рядом, кстати, «Бородинская панорама» — моё обязательное место для посещения! Там нет витражей, но с ней связано детство. Я хорошо помню, как меня, шестилетнего, туда первый раз привёл отец. А потом лет в 14 я ходил на детский факультатив при музее. Мы изучали историю той эпохи, мне приходилось держать в руках каску и палаш кирасира.
Витраж для кирхи св. Петра и Павла в Старосадском переулке Москвы.
КОЛЫБЕЛЬ ВИТРАЖНОГО ИСКУССТВА
— Что бы вы, основатель крупной витражной мастерской, ответили тем, кто считает, что это искусство популярно было в прошлые века, и даже не у нас, а в Европе?
— Как раз сейчас в России искусство витража весьма и весьма популярно. Всплеск частных заказов пришёлся на 1990-е годы, как раз я тогда и начинал делать витражи. С тех пор интерес к этому искусству не ослабевает.
— Ваши планы расписаны на годы вперёд. В чём секрет успеха?
— В кропотливом изучении лучших исторических образцов витражей, например во Франции, Германии. Очень большое влияние на моё творческое развитие оказала стажировка в парижской «Сите дез Ар». Я ходил по музеям, храмам. Знали бы вы, сколько часов я провёл, рассматривая древнейшие витражи в аббатстве Сен-Дени — первом готическом соборе, Нотр-Дам де Пари, Сент-Шапели, Шартрском соборе… Можно сказать, купался в колыбели витражного искусства.
ОТ ЧЕГО ЗАХВАТЫВАЕТ ДУХ
— Какие ваши работы повлияли на ваше становление, определили творческий путь?
— Важной работой была для меня реставрация витражей станции метро «Новослободская» к её 50-летию. Автор эскизов витражей — , великий мастер, художник-монументалист, основоположник советского монументального искусства. Ученик , да, того, ещё из XIX века. А резали стекло, паяли, расписывали художники и мастера из . Тут я понял, как работали, как мыслили уже ушедшие в мир иной мастера, которые учились у старших поколений. Когда держишься за конец той нити знаний поколений мастеров, которая уходит в глубины веков, аж дух захватывает!
Витраж надвратный — Богоявленский кафедральный собор, г. Гнбасс. 2013 г
— А если говорить о храмах?
— Витражи в лютеранской кирхе Петра и Павла в Старосадском переулке, а также в православном храме Спиридона Тримифунтского в Нагатинском Затоне — он, кстати, стал первым храмом в современной России, который полностью украшен витражами. А началось там всё с креста, который венчает центральный купол. Настоятель храма отец Михаил Шманов пожелал сделать его со вставками из цветных стёкол, с подсветкой изнутри. А потом он предложил сделать весь храм в витражах: все окна, включая подкупольные барабаны, двери, фонари, и самое главное — запрестольный образ «Троица». На освящение патриарх Кирилл приезжал. Понравился святейшему образ Троицы, он сфотографировался на его фоне.
ИХ ИМЕНА НОСЯТ УЛИЦЫ
— Над какими проектами работаете сейчас?
— Есть два интересных проекта для храмов в Москве. Один из них — оконные и дверные витражи из бесцветных стёкол разных фактур, где весь эффект будет в игре и преломлениях света, проходящего через них. Ну и в графике линий металла — самого рисунка. Второй же, на оборот, яркий по цвету, насколько только возможно. И смотреться будет не как обычно, на просвет, а на отражение — за витражом будет полированный лист.
«Троица Ветхозаветная» — запрестольный витраж в храме Спиридона Тримифунтского в Нагатинском Затоне, г. Москва. 2016 г.
Ещё я приступил к большой и долгой работе: витражным портретам героев русской истории. Первые два — это герои Отечественной войны 1812 года: гусар, генерал-майор Яковдин из командиров партизанского движения — генерал-лейтенант Дени имена носят улицы в районе Дорогомилово, кстати. Витраж — это очень яркий язык для мемориального памятника. Все привыкли к памятникам в виде бронзовой скульптурной фигуры, а витраж — не менее, и даже более выразителен и привлекателен для зрителя.
ЛЮБИМЫЕ МЕСТА
Киевский вокзал
Фото: Эдуард Кудрявицкий
«После реставрации внутренней отделки он прекрасен! Тут соседствует архитектура постройки 1916 года, когда вокзал ещё назывался Брянским, — орлы на часовой башне, керамические Святой Георгий и Архангел Михаил (символы-гербы Москвы и Киева), и в другой части вокзала — торжественный послевоенный сталинский стиль».
Гостиница «Украина»
Фото: Эдуард Кудрявицкий
«Это седьмая и последняя высотка в стиле сталинского ампира со шпилями, напоминающими кремлёвские башни, архитектурная доминанта Москвы. После реставрации в отеле хранят и с гордостью демонстрируют коллекцию советской живописи и скульптуры».
Дорогомиловская застава с обелиском
Фото: Эдуард Кудрявицкий
«Я периодически езжу на Бородинское поле на военно-исторические мероприятия, посвящённые боям в октябре 1941— го. Чего стоит один только подвиг дивизии полковника В. И. Полосухина, сдерживавшей атаки фашистов 5 дней, потерявшей половину состава, но не сдавшей западные ворота Москвы…»
Видео дня. «Обещал пиар и кинул»: экс-солистку группы «Пропаганда» обманули на 350 тысяч рублей
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео