В мире
Новости Москвы
Политика
Общество
Происшествия
Наука и техника
Шоу-бизнес
Армия
Статьи

«Убился, когда узнал, что погибла его возлюбленная»: история Армянского кладбища Москвы

«Убился, когда узнал, что погибла его возлюбленная»: история Армянского кладбища Москвы
Фото: МослентаМослента
Территория, примыкающая к церкви Святого воскресения на Пресне — это не только кладбище, но и старый духовный центр Армянской Апостольской церкви в . Своего значения он не утратил и сейчас, после того, как в Марьиной роще был построен и открыт новый комплекс с кафедральным собором Преображения Господня. Историю Армянского кладбища МОСЛЕНТЕ рассказала научный сотрудник Музея Москвы Мария Калиш.
«Армянам разрешили сделать купол»
После московской чумы 1771-1772 годов в Новом Ваганькове появилось православное Ваганьковское кладбище. А в 1805 году по прошению попечителя армянских церквей Москвы Минаса Лазарева при нем был выделен участок и для армян.
Самое первое армянское кладбище располагалось тоже в районе Пресни, на Большой Грузинской улице, примерно в районе дома 20, и называлось «Армянским Пресненским кладбищем». В 1746 году на его территории построили первую армянскую церковь Успения Пресвятой Богородицы, которая по-армянски называлась Сурб Мариам Аствацацин. Пресненское кладбище и церковь снесли в 1930-м. Долгое время на этом месте находился пустырь, а в 1960-е его застроили жилыми домами. Видимо, были захоронения и у Крестовоздвиженской церкви в Армянском переулке, тоже уничтоженной в 1930-е годы.
Так что из исторических армянских церквей в Москве до нашего дня сохранилась только церковь Святого воскресения, которую возвели на новом кладбище. Храм заложили в 1808 году и достроили к 1815-му. Все так растянулось по времени из-за пожара Москвы 1812 года и нашествия французов. Интересно, что обычно в те времена действовало правило: у инославных церкви не должны были напоминать православные. Но армянам разрешили сделать купол, и она выглядит, как типичные русские ампирные церкви.
Фото: Анастасия Сметанкина / пресс-служба ГБУ «Ритуал»
Почти через сто лет, в 1903 году, благодаря банкирам братьям Джамгаровыми была сделана еще одна постройка — так называемый поминальный дом. Это общинное здание, построенное в краснокирпичном стиле. До сих пор там находится одно из отделений армянской церкви в Москве.
«Практически идеальный ромб»
В советские годы и церковь, и поминальный дом были закрыты. Как и большинство религиозных объектов, их вернули в 1995-1996 годах. Тогда началось возрождение армянских традиций на этом кладбище. Там появился памятник оставленным могилам, к которому могут прийти те, у кого захоронения их родных недоступны для посещения. Во многом это память о геноциде армян 1915 года.
Таким образом, территория, примыкающая к церкви Святого воскресения — это не только кладбище, но и старый духовный центр армянской церкви в Москве. Он не утратил своего значения и сейчас, после того, как в Марьиной роще был построен и открыт новый комплекс с кафедральным собором Преображения Господня.
Сейчас участок кладбища представляет из себя практически идеальный ромб. Действительно, все его уголочки просматриваются от входа. Дойдя до церкви, можно увидеть весь периметр: кресты-хачкары, часовенки, — как будто бы вы не в Москве. Самые старые захоронения там датируются 1818 годом.
Фото: Анастасия Сметанкина / пресс-служба ГБУ «Ритуал»
Армянское кладбище первым в Москве получило каменную ограду. В 1859 году ее построили на средства промышленника Исая Касперова по проекту архитектора Михаила Быковского.
Первый исследователь московских некрополей Салдин указывал, что ворота кладбища всегда на замке и редко когда их можно увидеть открытыми. Тогда, в начале XX века, захоронений было совсем немного и вокруг церкви была широкая зеленая поляна.
«Убился, когда узнал, что погибла его возлюбленная»
Во второй половине XIX века в Москве формируется богатая армянская диаспора. К этому периоду относятся захоронения представителей знаменитого княжеского рода Лорис-Меликовых, которые сыграли активную роль в истории России во времена Александровских реформ.
Фото: Анастасия Сметанкина / пресс-служба ГБУ «Ритуал»
Большие усыпальницы в виде часовен с армянскими навершиями принадлежат княжеским династиям. Но, наверное, самое изысканное надгробие на кладбище — это могила нефтепромышленника и мецената .
Красивая история с его самоубийством поразила Москву: он убился, когда узнал, что покончила с собой его возлюбленная. Над его памятником работал скульптор , он изобразил юношу, возлежащего на ложе с опущенной рукой. Как будто из нее только выпал пистолет, а сам молодой человек лишь заснул. В советское время скульптура была утрачена, осталась только голова. Уже современными скульпторами памятник был воссоздан по сохранившимся фотографиям. Он полностью повторяет оригинал, установленный в 1911 году.
Фото: Анастасия Сметанкина / пресс-служба ГБУ «Ритуал»
В советские годы армяне тоже старались хоронить своих усопших на этом участке Ваганьковского кладбища. Поэтому там можно увидеть надгробия очень многих военных и деятелей советской культуры армянского происхождения: композиторов, ученых и писателей.
Именно на Армянском кладбище находится могила — архитектора, которому мы обязаны самыми красивыми станциями метро — Кропоткинской, Площадью Революции, Новослободской. Интересно, что на его надгробии выбит 1904 год рождения, а в статьях и справочниках указан 1903-й.
Так что это кладбище хоть и небольшое, но насыщенное историческим фоном. На момент, когда оно формировалось, армянская диаспора в Москве была небольшой. Но за советские годы она увеличилась и сейчас по статистике является самой многочисленной в городе.
Научные сотрудники Музея Москвы проводят экскурсии по Новодевичьему и Введенскому (Немецкому) кладбищам Москвы. Расписание экскурсий — здесь.