Войти в почту

Советский художник Анатолий Горпенко написал картину «Бой за станцию Крюково» два раза – в 1943 и 1951 годах

Воспитанник студии имени Грекова Анатолий Андреевич Горпенко, вооруженный самодельным этюдником, пистолетом ТТ, гранатой, прошел войну рядом с солдатами. В разгар тяжелых боев под Крюково войска 16-й армии облетела весть, о которой сообщили по рации: – Береза! Я дуб! В наше хозяйство прибыли 130 карандашей, две трещотки, четыре игрушки и 12 художников… Не понимаешь? Настоящие, из Москвы, с красками. Это были художники из студии имени Грекова. Их принял командующий армией Константин Константинович Рокоссовский: – Надо, чтобы студийцы – ученики Грекова – с такой же ясностью и глубиной, как это делал в свое время он, показали нашу народную армию, тысячи ее героев, творящих историю. И воспитанники студии отправились на передовую. Для них 16-я армия стала академией батальной живописи, боевым экзаменом на звание военного художника. Морозный туман, смешавшийся с облаками черного дыма, висит над поселком. Рвутся снаряды, полыхает пламя пожаров, превращая в ад этот маленький кусочек подмосковной земли. В центре, у разрушенного павильона станции, пошли в ход приклады и руки, тянущиеся к горлу врага. Кипит рукопашная. К 25-летию начала контрнаступления под Москвой художники создали диораму, посвященную одному из решающих боев на подступах к столице. Представьте, что вы стоите у полотна железной дороги лицом к разрушенному зданию станции Крюково. Слева рельсы уходят на Москву, справа – на Клин. Ваш взгляд охватывает горизонт на два километра вокруг. Где-то впереди – Истра. В кроваво-красном зареве занимается утро. И чем выше солнце, тем ярче и четче вырисовывается панорама жестокого сражения. На левом фланге – фигуры полководцев: командующего 16-й армией Рокоссовского, члена военного совета Лобачева, начальника штаба Малинина, начальника артиллерии Казакова. Мимо командного пункта по дороге к фронту движутся танки, бронетранспортеры, орудия. Предрассветное небо рассекают огненные стрелымолнии. Это залп 60 гвардейских батарей «Катюш» – сигнал к началу наступления наших войск. Кровопролитный бой завязывается на самой станции. К водокачке устремляется одна из штурмовых групп – пятая рота, ведомая лейтенантом Моховым. А рядом сражаются с фашистами бойцы шестой роты лейтенанта Шекотурова. На площадке разрушенного моста через полотно железной дороги за пулеметом залег воин-богатырь Гуляев. На переднем крае в кустарнике над раненым склонилась медсестра Эрна Силина. Диораму создали художники Анатолий Андреевич Горпенко и Сергей Дмитриевич Агапов. Показать сражение таким, каким оно было, им помогли советы участников боев под Москвой. «Для нас, крюковчан, картина «Бой за станцию Крюково» – не просто символ, это наше знамя Победы», – написал в своей брошюре Николай Гарашин. Николай Алексеевич – коренной житель Крюково, любитель-краевед. Последние 10 лет жизни он трудился рабочим в Музее Зеленограда. Подготовила Светлана ВАВАЕВА

Советский художник Анатолий Горпенко написал картину «Бой за станцию Крюково» два раза – в 1943 и 1951 годах
© Префектура Зеленоградского административного округа
Префектура Зеленоградского административного округа: главные новости
  • Зеленоградское отделение ВОРДИ помогает людям с отклонениями по здоровью