Войти в почту

Деревянная резьба, позолоченные статуи и соцреализм: рассказываем о художниках ВДНХ

8 декабря отмечают Международный день художника. В честь этого праздника ВДНХ рассказывает о четырех отечественных художниках, которые создавали работы для выставки.

Деревянная резьба, позолоченные статуи и соцреализм: рассказываем о художниках ВДНХ
© Mos.ru
«В разное время над оформлением уникального архитектурного комплекса трудились более тысячи авторов: скульпторов, живописцев, специалистов декоративного искусства. Многие из них — всемирно известные мастера своего времени, такие как Евгений Вучетич, Александр Дейнека, Матвей Манизер, Аркадий Пластов, Александр Самохвалов, Георгий Мотовилов, Владимир Фаворский. Другие авторы известны простому обывателю меньше, однако и их вклад в создание знаменитых памятников ВДНХ невозможно переоценить», — отметили в пресс-службе ВДНХ.

Неповторимый художественный образ ВДНХ формировался на протяжении многих лет. Например, в 1939 году выставка демонстрировала успехи колхозного строя, а в 1954 году представляла собой масштабную экспозицию достижений победившего социализма. Многочисленные изменения тех лет отражались и в оформлении ВДНХ.

Художник соцреализма

Советский художник и архитектор Александр Михайлович Герасимов (1881–1963) в молодости увлекался импрессионизмом, а затем перешел к соцреализму. Его работы отличают яркие насыщенные краски. Большинство картин Герасимова посвящены советской и партийной истории, портреты Иосифа Сталина его кисти долгое время считались каноническими. Александр Михайлович был первым президентом Академии художеств СССР и возглавлял ее с 1947 по 1957 год.

Для ВДНХ художник в разные периоды создал — лично или в качестве руководителя — несколько монументальных произведений. Масштабное полотно размером 6,75 на 11 метров «Выступление Сталина на II съезде колхозников-ударников» было написано коллективом авторов в 1953 году под руководством Александра Герасимова. Оно долгое время считалось утраченным, но было найдено в сентябре 2014 года в павильоне № 1 во время противоаварийных работ. На картине изображены делегаты II Всесоюзного съезда колхозников-ударников 1935 года. Именно там было принято решение создать Всесоюзную сельскохозяйственную выставку, ставшую впоследствии ВДНХ.

Картина Герасимова «Портрет Мичурина в саду» украшала Главный павильон в первые годы работы ВСХВ, но позже была утрачена. Большое, со сложным пейзажным фоном полотно относится к числу нечасто встречающихся у Герасимова портретов-ретроспекций. Художник писал его по памяти, а в основу портрета Мичурина лег эскиз 1920-х годов.

Кроме этого, в середине 1950-х в круглом зале Главного павильона (ныне — павильон № 1) можно было увидеть картины Александра Герасимова «Открытие Волго-Донского канала» и «Студенты у нового здания МГУ».

С приходом к власти Никиты Хрущева художник постепенно был освобожден от занимаемых постов, а его картины убрали из многих музейных экспозиций. Но и сегодня избранные работы Герасимова можно найти в крупных российских музеях, большинство — в Третьяковской галерее. Там, например, выставляются картины «Первая конная армия», «И.В. Сталин и К.Е. Ворошилов в Кремле», которую в шутку называли «Два вождя после дождя», «Портрет старейших советских художников» и другие.

Самая удачливая бойчукистка

Художнице-монументалистке Оксане Трофимовне Павленко (1896–1991), единственной из учеников Михаила Бойчука (бойчукистов), посчастливилось избежать репрессий. Она была известна в основном женскими портретами, среди известных работ художницы — «Собрание делегаток», «Женские сборы», «Комсомолка», «Да здравствует 8 Марта!».

Павленко участвовала в оформлении павильонов ВСХВ как в период строительства выставки в конце 1930-х годов, так и во время послевоенной реконструкции в первой половине 1950-х.

Сегодня на ВДНХ можно увидеть две ее работы, выполненные совместно с венгерским художником Белой Уитцем: фрески «Народы РСФСР построили социализм» над входом в павильон № 71 «Атомная энергия» и «Народ Белоруссии построил социализм» над входом в павильон № 18 «Республика Беларусь». Обе работы объединяет схожий сюжет — парадное шествие счастливых граждан, традиционное для соцреализма обилие фруктов, большие снопы пшеницы, показывающие идеальную картину жизни.

В конце 1930-х и 1940-х годах на ВСХВ были представлены и другие произведения художницы, но позже они были утрачены. Например, картина «Сбор хлопка» выставлялась в лоджии главного портала павильона Азербайджанской ССР.

Великий станковист и монументалист

Большее количество работ известного советского скульптора и графика Алексея Ильича Тенеты (1899–1972) для ВСХВ связано с периодом ее послевоенной реконструкции. Вместе с другими мастерами он занимался оформлением павильона № 2 «Народное образование». В частности, в 1950-х годах перед входом в павильон находились статуи «Колхозница» и «Чабан», выполненные Тенетой. К сожалению, скульптуры не сохранились до наших дней.

Еще одна работа, выполненная в соавторстве с Дмитрием Шварцем, — скульптурная группа «Большевики Севера» находилась в 1939 году в павильоне «Советская Арктика». В этом произведении авторы показали представителей нескольких профессий. В центре группы — летчик, рядом моряк, колхозница, шахтер, рыбак, охотник. Композиция, как и сам павильон, утрачена.

В 1951–1954 годах Алексей Тенета наряду с другими мастерами участвовал в создании скульптур для фонтана «Дружба народов» — девушек в национальных костюмах, олицетворяющих республики СССР.

Тенета работал в станковой, монументальной и монументально-декоративной скульптуре. Его работы хранятся в Русском музее, Третьяковской галерее, а также в частных коллекциях в России и за рубежом. Самую известную свою работу — памятник «Борцам за власть Советов на Дальнем Востоке» — Алексей Ильич создал в 1961 году. Композиция украшает центральную площадь Владивостока. Памятник признан одним из лучших монументальных произведений послевоенного времени.

Мастер резьбы по дереву

Советский скульптор Лев Алексеевич Кардашев (1905–1964) был известен в художественных кругах как мастер деревянной резьбы. Его работы для ВСХВ относятся к двум периодам: строительства выставки в конце 1930-х годов и реконструкции ее территории в 1950-е.

В 1939 году возле диорамы Украинской ССР в Главном павильоне находилась скульптурная группа авторства Кардашева, но впоследствии она была утрачена.

Но самое известное произведение скульптора — уникальный деревянный рельеф «Новая жизнь» — сохранилось до наших дней. Рельеф украшает фронтон павильона № 67 «Советская печать» (бывший павильон Карело-Финской ССР). Внутреннее поле фронтона имеет пять рельефов, которые символизируют электрификацию и главные отрасли народного хозяйства Карело-Финской ССР: земледелие, лесную промышленность, животноводство и рыболовство. На сдвоенных деревянных колоннах размещаются деревянные статуи колхозницы с книгой и рабочего с разводным ключом.

Кардашев был родственником известного живописца и графика Владимира Фаворского и учеником прославленного скульптора-анималиста Ивана Ефимова. В Москве сохранился дом, в котором когда-то работали эти художники. Он известен как «Красный дом в Новогирееве» и находится недалеко от шоссе Энтузиастов. В 1936 году Фаворский, Ефимов и Кардашев получили участок земли под строительство жилья и мастерских, они сами сделали проект трехэтажного кирпичного дома и закончили строительство уже к 1939-му.