Войти в почту

Суровый полярник и боевой ветеран: какие самолеты выставлялись на ВДНХ

7 декабря отмечается Международный день гражданской авиации. К памятной дате ВДНХ вспоминает необычные и уникальные экспонаты, которые были связаны с покорением неба и участвовали в экспозициях выставки.

Суровый полярник и боевой ветеран: какие самолеты выставлялись на ВДНХ
© Mos.ru

Арктический самолет

Впервые летательный аппарат гости ВДНХ увидели еще до Великой Отечественной войны, сразу после первого открытия выставки в 1939 году. Крышу павильона «Советская Арктика» венчал полноразмерный макет легендарного самолета АНТ-25. Именно на нем рекордный перелет из Москвы в Ванкувер через Северный полюс совершил советский экипаж в составе Валерия Чкалова, Георгия Байдукова и Александра Белякова.

Шедевры Туполева

Пассажирские самолеты появились на ВДНХ уже после второго открытия — только в середине 1950-х годов. Одним из первых экспонатов, занявших место на площади Промышленности, стал символ эпохи — первый отечественный пассажирский лайнер с реактивными двигателями Ту-104.

В разные годы здесь демонстрировалось еще пять самолетов семейства, созданного конструкторским бюро «Туполев». Самым популярным был знаменитый Ту-154 1968 года выпуска, который выставлялся на протяжении более 30 лет начиная с 1976 года. Гости могли зайти в кабину пилотов и посидеть за штурвалом лайнера. К сожалению, в начале 2000-х годов экспонат был демонтирован.

Крылатые труженики села

Демонстрировались на ВДНХ не только пассажирские лайнеры, но и сельхозсамолеты По-2 и Ан-2. Они располагались в экспозициях павильона «Космос», в разное время называвшимся «Механизация» и «Машиностроение».

Самолеты По-2 прославились благодаря тому, что на них в годы Великой Отечественной войны летал женский полк «ночных ведьм». Однако у этих воздушных машин было и множество гражданских модификаций. Ан-2, в свою очередь, помогал селянам в орошении полей, тушении пожаров, а также доставке больных из отдаленных районов.

Самолет-рекордсмен

Традиционно на ВДНХ демонстрировались не только простые серийные, но и знаковые экспонаты. Так, в 1981 году свое место на площади Промышленности занял экземпляр Як-42, который никогда не перевозил пассажиров. Зато на нем был установлен мировой рекорд по дальности беспосадочного перелета — 4730 километров, от Раменского до Читы. Кроме того, именно этот борт за два года до появления на ВДНХ представлял достижения отечественного самолетостроения на международном авиасалоне Ле-Бурже. Самолет-рекордсмен посетители выставки могут видеть и в наши дни.

Семейство вертолетов

Наряду с самолетами на ВДНХ демонстрировались и вертолеты. В разные годы посетители знакомились с Ми-4С, Ми-26 и самым массовым двухдвигательным вертолетом в мире — Ми-8, который можно увидеть на площади Промышленности и сейчас.

На ВДНХ он представлен в модификации для военно-воздушных сил, однако также широко Ми-8 применяется в гражданской авиации: сельском хозяйстве, медицине, тушении пожаров и перевозке пассажиров.

Люди неба

Авиационные выставки ВДНХ знамениты не только своими экспонатами, но и посетителями. Экспозиции неоднократно посещали космонавты, многие из которых начинали свой путь именно в кресле пилота. Здесь побывали Юрий Гагарин, Алексей Леонов, Герман Титов, Владимир Джанибеков, Владимир Титов, Борис Волынов, Алексей Овчинин, Сергей Залетин и многие другие.

На заре авиации

В 2015–2016 годах в павильоне № 67 «Карелия» работала выставка «Авиация. Утро новой эры. Россия. 1910–1935 годы», подготовленная ВДНХ совместно с Политехническим музеем. Благодаря большому количеству экспонатов и уникальных документов экспозиция позволяла проследить эволюцию самолетостроения и демонстрировала, как легкая деревянная конструкция, обтянутая тканью, превратилась в многомоторного металлического гиганта.

Авиация будущего

Демонстрация достижений отечественной авиации станет главной темой новой выставочной площадки центра «Космонавтика и авиация», который открылся в отреставрированном павильоне «Космос». Космическая часть музея уже завершена и с 2018 года принимает посетителей. Сейчас идет работа над вторым его главным разделом, посвященным авиации.

Экспозиционная зона расположится на двух этажах и расскажет о многолетней истории покорения неба. Здесь выставят полноразмерные макеты и оригиналы авиационной техники, интерактивные и мультимедийные экспонаты.